воскресенье, 17 апреля 2011 г.

Курбан-байрам (араб. Ид аль-Адха)




Для обозначения понятия праздник мусульмане используют слово «ид», что по-арабски означает «возвращение в определенное время», что указывает на их цикличность. Хотя в исламском календаре насчитывается несколько памятных дат, религиозных праздников всего два: это Ид аль-Фитр
(по-тюркски –  Ураза-байрам, Рамадан-байрам – более употребим среди русскоязычных мусульман) – праздник разговения, который
отмечается по завершении поста в месяц рамадан, и Ид аль-Адха (по-тюркски «Курбан-байрам), праздник жертвоприношений,
который начинается во время хаджа, 10 числа месяца зуль-хиджа, в этом 2010году он с  отмечается с 16-19ноября.


Оба эти праздники ислама являются неотъемлемой частью мусульманских канонических обрядов и отдельно от них не существует. Праздник «Курбан-байрам» является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. А поскольку не все мусульмане в состоянии совершить паломничества, каноны ислама предписывают исполнять кульминационную часть обряда во всех странах проживания мусульман[1].


Праздник жертвоприношения называется большим праздником, потому что он длится четыре дня, в то время как, праздник разговения длится только три дня и называется,
поэтому малым праздником. Основная цель праздников «Ид» состоит в совместной
молитве всех членов общины по возможности в мечети[2].
У праздничных молитв нет никаких молитвенных призывов. В отличие от пятничной
молитвы, проповедь в день праздника произносится после молитвы[3]. Праздничная
молитва является обязательной для всей мусульманской общины (уммы), включая
женщин и детей, поэтому на нее собирается больше людей, чем на пятничную
молитву,[4] чтобы выразить благодарения Богу и поддержать чувство сопричастность единой мусульманской уммы. Истоки праздника жертвоприношения можно отыскать в кораническом и библейском[5]
сюжетах. В этот день мусульмане повсеместно несут на заклание животных в память
о готовности Ибрахима (Авраама) принести в жертву Богу своего сына Измаила.


Те, кто держит домашний скот, специально откармливают жертвенное животное к
празднику, согласно повелению Корана.[6] По
канонам ислама в жертву могут приноситься: бараны, верблюды, буйволы быки или
коровы, бараны, овцы или козы[7].
Причем животное не должно быть младше одного года, и иметь изъяны. В городах
жертвами становятся, как правило, бараны, которых мусульманские общины закупают
специально к празднику.


Фото. Жертвенные барашки.



Считается, что овца или коза могут быть принесены в жертву только от одного человека, а
корова, бык или верблюд - от семи человек. Обычно режут барана, козу, корову
или быка - двухлеток, жертвенному верблюду, как правило, бывает не менее пяти
лет. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.
Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой
мусульманин, во главе стола обычно бывает мулла или особо почетные гости. Во
владимирской мечети пока такой возможности нет т.к. не позволяет площадь, однако,
по словам ее председателя, разрешение на реконструкцию старого здания получено
и к следующему празднику жертвоприношения такая возможность появится[8].


Совместная праздничная трапеза, практикуется до
настоящего времени
и в других религиях, например в православии, особенно в
монастырях принято на Пасху и двунадесятые праздники приглашать прихожан после
богослужения на трапезу, которую возглавляет настоятель церкви или монастыря. В
исламе жертвователь должен разделить мясо забитого животного (своего или специально
купленного) на три равных части, одну из которых оставить себе, из другой
приготовить угощение для гостей, а третью раздать неимущим.


Продавать мясо жертвенного животного категорически запрещено, т.к. этот праздник символизирует заботу о ближних и сострадание к нуждающимся. В Саудовской Аравии, где в день Ид аль-Адхи мясо жертвенных животных остается с избытком, его отправляют в другие страны, где есть много неимущих, или свирепствует голод. После заклания овцы или ягненка предписано накормить бедных и голодных, устроить ритуальное угощение. Мясо животного, зарезанное в одном населённом пункте, можно перевозить в другой населённый пункт, но некоторые алимы говорят, что нельзя перевозить ту часть животного, которое обязательно нужно отдать нуждающемся[9].


В больших семьях, где нет возможности совершить жертвоприношение от каждого, приносят жертвы ежегодно по очереди. Активные приготовления к празднику, как правило, начинаются за неделю. Праздничным утром мусульмане идут в мечеть, в новых одеждах предварительно совершив полное омовение. Есть перед молитвой, не рекомендуется. В городе или селе, где нет мечети, и праздничная молитва не совершается, время жертвоприношения начинается с появлением зари[10].


В современном мире в немусульманских странах во время праздника жертвоприношения среди мусульман встречается нарушения, как светского законодательства[11], так и правила шариата по забою жертвенного животного. Поэтому возникает такая практика, когда обряд жертвоприношения не проводится в массовом порядке (он совершается только один раз чисто символически), так например, жертвоприношения у Соборной
мечети Москвы уже давно не практикуется по просьбам немусульманских жителей окрестных домов. А для всех желающих уже разделанное мясо привозят из Подмосковья. После совершения коллективной молитвы мусульмане расходятся по домам, а затем собираются у одного из мусульман для чтения Корана, слушают проповедь и поучения муллы.


Затем принято идти на кладбище молиться за умерших, ходить в гости к друзьям, дарить подарки и раздавать милостыню.[12] Посетив кладбища и усыпальницы праведников, приступают к священному обряду жертвоприношения. Над священной приготовленной к закланию жертвой мулла или муэдзин - читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение
Ибрахима, а владелец животного или специально нанятый человек в это время
перерезает ей горло со словами: "Бисмиллах, Аллах Акбар", т. е.
"Во имя Аллаха, Аллах велик!" Жертвоприношение совершенные
немусульманами по исламским обрядам также допускаются.


Прежде чем жертву режут, его обязательно кладут на землю головой в сторону Мекки. В мусульманских странах подобная практика не представляет особых трудностей, т.к. все мужчины – мусульмане обучены правилам забоя жертвенных животных в строгом соответствии с принципами ислама. В немусульманских странах при полном отсутствии умения и неуверенности правоверный может попросить об этом другого, с тем условием, что он сам будет присутствовать при совершении ритуала. В случаи, когда и присутствовать нет возможности, он передает уплату за жертвенного животного в мечеть и просит, чтобы от его имени принесли его в жертву[13].


Отметим, что Англии, например, для того, чтобы производить забой животных, мусульманину необходимо иметь лицензию, согласно которой ему предоставляется право на скотобойне совершать требуемые ритуалы. Исламские принципы убоя животных состоят главным образом в том, чтобы причинить животному как можно меньше страданий и боли. «Мусульмане забивают животное, перерезая ему яремную вену
очень острым ножом, вследствие чего животное почти мгновенно теряет сознание»[14].


Стоит отметить, что алавиты наряду с мусульманскими отмечают еще и такие христианские праздники как Рождество и Пасха, а также  используют в культовой практике вино. Они почитают, также некоторых христианских святых и мучеников[15].












[1] См.: Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на
проблемы современности. – С.109.

[2] См.: Максуд Р. Ислам. – С.123-124.

[3] См.: Сахих Аль-Бухари.- Достоверные предания, хадис 503(960), 504(962).


[4]См.: Молитва праздников
Разговения и Жертвоприношения. http://ksunne.ru/otvedenie/vritual/salatulidayn.htm?p=1.

[5]См.: Бытие, 22:1-13.

[6]См.: Коран, 22:36.

[7]См.: Аляутдинов Шамиль. Ислам в вопросах и ответах. –
С.137.

[8]См.: Праздник
жертвоприношения мусульмане будут отмечать три дня http://gorod33.ru/art/12956/.

[9]См.: Ответы на вопросы по
религии Ислам. http://assalam.ru/assalam2009/346_347/43-s.shtml.

[10] См.: Аляутдинов Шамиль. Ислам в вопросах и ответах. –
С.139.


[11] Жестокое обращение с животными. В связи с этим в
Санкт-Петербурге согласно решению губернатора В. Матвиенко обряд
жертвоприношения мусульмане города могут проводить только на территориях
прилегающих к культовым зданиям, а также на с./х. фермах и предприятиях.

12] См.: Журавский А.В. Ислам. – М., 2004. – С.92.

[13]См.: Аляутдинов Шамиль. Ислам в вопросах и ответах. –
С.137.

[14]Максуд Р. Ислам. – С.132.

[15]Алавиты или более ранее название нусайриты – это
крайние шииты от имени Мухаммада Бен Нусайра обожествлявшего одиннадцатого
имама Абу-л-Хасана ал-Аскари(ум. 868). См.: Религиоведение:
словарь / Под. ред. Е.С. Элбакян. – С.13.

Комментариев нет:

Отправить комментарий