воскресенье, 10 апреля 2011 г.

Характерные особенности религиозности русского народа в учении Н. О. Лосского.


В жизни каждого народа существуют пары противоположностей, в том числе и среди русских людей. У каждого народа они имеют своеобразный характер. Самая интересная и в тоже время трудная, часто не всегда разрешимая задача, состоит в том, чтобы найти основное свойство, из которого вытекает два противоположных свойства (положительное и отрицательное). При исследовании характера русского народа встает задача, определить какие свойства народа представляют первичное, основное содержание его души и какие свойства вытекают из его первоосновы.
По мнению Н.О. Лосского глубокая религиозность и связанное с ним искание абсолютного добра, является характерной чертой русского народа. Абсолютное добро осуществимо лишь в Царстве Божием. Члены Царства Божия совершенно свободны от эгоизма, они творят лишь абсолютные ценности: нравственное добро, красоту, познание истины, блага неделимые, служащие всему миру.[1]
Блага же относительные (пользование которыми для одних лиц есть добро, а для других зло), не привлекают к себе членов Царствия Божия. Погоня за ними составляет главное содержание жизни лиц с эгоистическим характером, которые не обладают совершенной любовью к Богу и предпочитают себя своему ближнему в некоторых случаях. Материальное тело есть следствие эгоизма. Оно получается как завоевание некоторой части пространства путем актов отталкивания, такое тело доступно ранениям и разрушению, которое полно несовершенств и связано необходимо с борьбою за существование.
Н.О. Лосский считает, что Члены Царствия Божия совершенно свободны от эгоизма, их тело не материальное, а преображенное. Преображенное тело служит выражением их духовного творчества, создающего абсолютные ценности. Преображенное тело не может быть подвержено отталкиванию, оно способно проникать через все материальные преграды, оно не доступно ранением и ничем не может быть разрушено. В Царстве Божием нет никаких несовершенств и никакого зла.[2] В душе человека есть сила, влекущая к добру и осуждающая зло независимо от степени образования и знаний его: это сила – голос совести. Русский человек обладает особенно чутким различением добра и зла, он подмечает несовершенство наших поступков, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенное добро.
Н.О Лосский отмечает, что религия и философия всех народов задолго до возникновения христианства установила, что человек и даже все мировое бытие влечется сознательно или бессознательно к абсолютному совершенству, к Богу.[3] Различие между людьми и народами состоит в том, в какой степени осуществляется это стремление вверх, и каким соблазнам они подпадают при этом.
Ф.М.Достоевский находит синтез завершение всех добрых свойств русского в его христианском духе. По его мнению, русский народ принял Иисуса Христа в свое сердце, как идеального человеколюбца. Поэтому он обладает истинным духовным просвещением, получая его в молитвах, в сказаниях о святых, в почитании великих подвижников.[4]
Н.А. Бердяев отмечал, что русские не интересуются средней областью культуры. Русская идея, - говорит он, - не есть идея цветущий культуры и могущественного царства, русская идея есть, эсхатологическая идея Царства Божьего…Русское Православие не имеет своего оправдания культуры, в нем был нигилистический  элемент в отношении ко всему, что творит человек в этом мире…мы, русские, - апокалиптики или нигилисты.[5]
Историк и философ Л.П. Карсавин, считает, что русский человек максималист, если он усомнится в абсолютном идеале, то он может дойти до крайнего скотоподобия или равнодушия ко всему. Он пишет, что русский человек способен прийти «от невероятной законопослушности до самого необузданного безграничного бунта.»[6]
Вальтер Шубарт, прибалтийский немец противопоставляет друг другу два типа человека: прометеевский, героический человек, и иоанновский, мессианский человек, следующий идеалу, данному в Евангелии от Иоанна. К Представителям иоанновского типа он относит славян, а  к представителям прометеевского типа он относит «романские и германские народности современности»[7].
Поток прометеевского мироощущения тремя волнами разливался в России, говорит Щубарт. Он шел через политику ПетраI, затем французские идеи, и атеистический социализм, который захватил власть в России в 1917году. Реакция русской души на этот прометеевский дух – иногда аскетизм, но больше мессианская: он хочет оформить внешний мир согласно небесному внутреннему образу, его идеал «не чистая посюсторонность, как у прометеевского человека, а Царство Божие».
Русское Православие сосредоточенно на эсхатологии, на стремлении к Царству Божию, т.е. к сверхземному абсолютному добру. Этот характер Православия ярко выражен во всем богослужении и в годовом цикле церковной жизни. Опираясь на живое молитвенное общение с Господом Богом и Царством Божиим при почитании святых, православный человек руководится в своей религиозной жизни и в богословских трудах не ссылкою на авторитеты и не сложными умозаключениями, а живым религиозным опытом.[8]
Высокое достоинство Православия состоит в том, что принцип соборности в нем осознан, как более высокая основа Церкви, чем какие бы то ни было земные авторитеты. Духу Православной церкви соответствует учение о том, что поведение, руководимое совершенною любовью к Богу и ближнему, само по себе без всяких внешних наград есть блаженство.[9]
Религиозность русского народа должна была выразиться в проповеди социального христианства, т.е. в учении о том, что принципы христианства следует осуществлять не только в личных  индивидуальных отношениях, но и в законодательстве и в организации общественных  и государственных учреждений. Духовенство, подчиненное специальной цензуре, не могло разрабатывать идею социального христианства, ее разрабатывали светские мыслители: славянофилы А.С.Хомяков, К. Аксаков, философы В.С. Соловьев (особенно в его «Оправдании добра»), С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев.
Самую замечательную мысль о нормальном отношении народов друг к другу, по мнению Н.О. Лосского, - высказал В.С. Соловьев: заповедь Иисуса Христа «люби ближнего, как самого себя» он применил и в отношении народов друг к другу «люби все другие народы, как собственный» [10].
Англичанин Стивен Грахам в книге «Путь Марфы и Марии» говорит, что русская идея – это христианская идея, на первом плане в ней – любовь к страждующим, жалость, внимание к индивидуальной личности. Нашу смертную жизнь русский считает не подлинною силою, т.е. по мнению Грахама русское христианство сосредоточенно на идеи Царства Божия и абсолютного совершенства в нем. Восточная Церковь, по его учению, идет путем Марии.[11]
Немец К. Онаш в книге «Geist und Geschichte der Russischen Ostkirche» (1947) указывает на то, что неправильно понимал Православную Церковь известный протестантский богослов Адольф Гарнак, считавший веру в Таинства и почитание икон проявлением варварства. Русское жизнепонимание и духовность, говорит Онаш, отличается замечательною цельностью: в основе его лежит страсть к абсолютным ценностям и преображению мира; русские иконы свидетельствуют о преодолении земного бытия.[12]
Таким образом, из приведенных  примеров, Н.О. Лосского следует, что «даже иностранцы хорошо познакомившись с Россией, отмечают глубокую религиозность русского народа»[13]. При утрате религиозности и связанного с ним искание абсолютного добра Царства Божия, смысл жизни снижается на степень стремления к социальной справедливости в земной жизни. С основным свойством религиозности русского народа стоит способность к высшим формам опыта: религиозному, нравственному и эстетическому, к философскому умозрению и к чуткому восприятию чужой душевной жизни, откуда получается живое душевное общение с людьми.


[1] См.: Н.О. Лосский. Характер русского народа. – М., Издательский совет Русской Православной Церкви, Издательство «ДАРЪ», 2005. – С.6.
[2] См.: Н.О. Лосский. Условия абсолютного добра. Цит по: Н.О. Лосский. Характер русского народа. – С.8.
[3] См.: Н.О. Лосский. Ценность и бытие. С. 52-54. Цит. по: Н.О. Лосский. Характер русского народа. – С.8-9.
[4] См.: Ф.М. Достоевский. Дневник писателя,1873,V; 1876, февр. 1,2. Цит по: Н.О. Лосский. Характер русского народа. – С.12.
[5] Н.Бердяев. Русская идея. – С.144,132,131. Цит по: Н.О. Лосский. Характер русского народа. – С.15-16.
[6] См.: Л. Карсавин. Восток, Запад и русская идея. – С.62. Цит по: Н.О. Лосский. Характер русского народа. – С.16-17.
[7] См.: В. Шубарт. Европа и душа Востока, 3 изд. – С.5-6. Цит по: Н.О. Лосский. Характер русского народа. – С.17-18.
[8] См.: V. Lossky. Essаy sur lа theologie mystique de l Eglise d Orient. Н.О. Лосский. Характер русского народа. – С.21-22.
[9] См.: Н.О. Лосский. Характер русского народа. – С.24.
[10] См.: Н.О. Лосский. Характер русского народа. – С.29,33
[11] См.: Там же. – С.41-42.
[12] См.: Там  же. – С. 45.
[13] См.: Там  же. – С. 45-46.

2 комментария:

  1. Идея Царства Божьего с его идеальными качествами встречается еще у Августина Блаженного в произведении "Град Божий", который увы не осуществим в Граде Земном, а если еще и учитывать менталитет русского народа, то воплощение в нашем мире каких бы то ни было идеальных черт Царства Божьего просто невозможно.

    ОтветитьУдалить
  2. Да вы верно подметили по поводу учения Августина и недостатка грамотности! Спасибо за комментарий, вы первый кто открыл комментаторскую страничку моего блога, буду рад вас видеть в числе моих читателей!

    ОтветитьУдалить