понедельник, 18 апреля 2011 г.

Селу Сновицы исполнилось 500 лет.



      
фото. Свято-Благовещенского "вернего" храма.



       Существует несколько легенд о его возникновении. Одна из них связана с именем 
 Ивана Грозного. Документально происхождение названия Сновиц нигде не значится, но сохранилось в народе предание: когда царь Иоанн Грозный шел войной на Казань, то останавливался на этом месте и видел во сне Богородицу, которая и предсказала ему, что победит он татар и возвратится со славою великою. В благодарность за Небесную помощь царь повелел основать здесь монастырь, который и назвал Сновицким по воспоминанию бывшего ему сновидения, а храм - Благовещенским, за благую весть. А потому, что были они здесь с отдыхом, «с отдышкой», речку назвали Содышкой.

        Но есть и еще одна легенда. Говорят, что в давние времена жил здесь монах по прозвищу Сновид, или Сновидец. Может быть, вещие сны снились тому монаху. По его прозвищу и назвали монастырь Сновицким, а селение - Сновицами. По своей загадочности легенда о монахе Сновиде привлекательней и кажется достоверней, тем более что предание об Иоанне Грозном слишком уж позднее для такого древнего места и, конечно, для названия реки. Хотя никак нельзя ручаться за достоверность и той и другой легенды.

        Есть в Сновицах несколько достопримечательностей. Например, дом, которому более ста лет. В нем жили зажиточные крестьяне. В годы коллективизации их раскулачили, дом отобрали. В конце прошлого столетия строение вернули дочке бывшего хозяина. Местные говорят, она тщетно пыталась его продать - цена слишком высока.

        Кроме того, Сновицы - родина основателя советского телевидения Павла Шмакова. Он прожил здесь до 11 лет. На его доме - мемориальная доска.


Шмаков Павел Васильевич [р. 15(27).12.1885, с. Сновицы Владимирской губ.], советский учёный в области телевидения и электроники, доктор технических наук, профессор (1937), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1948), Герой Социалистического Труда (1966). В 1912 окончил Московский университет. Преподавал в Московском институте народного хозяйства им. Плеханова (1921—30), МВТУ (1924—30), Московском энергетическом институте (1930—32). В 1935—37 заведовал лабораторией во Всесоюзном НИИ телевидения (Ленинград), в 1946—48 его директор. С 1937 заведующий кафедрой телевидения в Ленинградском электротехническом институте связи. Имеет изобретения (в т. ч. передающая телевизионная трубка с переносом изображения —супериконоскоп, 1933, совместно с П. В. Тимофеевым). Основные труды в области факсимильной связи, цветного и стереоскопического телевидения. Государственная премия СССР (1973). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

     


Кроме того, один из потомков князей Пожарских, Илья Ефимович Пожарский, в
первой половине XIX века жил в селе Сновицы Суздальского уезда. Село находится
в трех километрах от гор. Владимира. Здесь проживало не одно поколение
Пожарских. Полагаю, что потомки Ильи Ефимовича живут в различных местах и
доныне.

        Среди Пожарских из Сновиц были однодворцы-крестьяне, ездившие на заработки в Москву. Часть из них «раскулачили» в 1930 году, другие покинули место своего жительства по различным причинам. Представители этой ветви рода в настоящее время живут во Владимирской области, Нижнем Новгороде и иных местах.

        За основу поколенной росписи суздальской ветви Пожарских взяты архивные материалы Администрации Суздальского района Владимирской области, а также сведения из местного архива села Сновицы — по метрическим записям Благовещенской и Вознесенской церквей этого села.

        Но место здесь воистину благодатное и прекрасное. На возвышенности стоит Благовещенский храм. По одну сторону от него высокая лесистая гора и далее по склону - маленькая деревенька Веризино. С другой стороны - Марьина роща. Названия здешних окрестностей самобытны и неповторимы. Небольшой лесок позади церкви называется Лоханью. Название, скорее всего, связано с формой рельефа. Гора Малаховская. Гора Сленская. Слен, слень - твердая слизь, которой рыба покрывается на зиму (В.И.Даль). Гора Глинская с глиницей, местом, где когда-то давно обжигали
кирпич (под староверским кладбищем). А внизу извивается маленькая речушка
Содышка. В межевой книге села Богослова она упоминается как Содошка, в таблицах
по вычислению угодий с. Сновиц - как Сотовка, в списке населенных мест за 1863
год - как Содочка. И в настоящее время встречается произношение Содушка.

        А на месте нынешней Благовещенской церкви издревле существовал мужской монастырь. В духовной грамоте Симоновского чернеца Андриана Ярлыка 1461 года Сновицкий монастырь именуется митрополичьим, а в жалованной грамоте великого князя Иоанна III в 1504 году дана этому монастырю неподсудность, «опричь душегубства и разбоя». Монастырь управляем был сначала игуменами, а потом архимандритами, имел 750 душ крестьян. В 1764 году монастырь был упразднен.

        Когда построена существующая ныне каменная церковь, неизвестно. Церковь двухэтажная. Раньше внизу были кельи, и с трех сторон над ними вокруг церкви крытые переходы. Назывались они «гульбище». На втором этаже на гульбище было четыре выхода, четыре двери. Переходы эти давно отломаны, а с северной стороны в них устроен придельный храм в 1758 году при Антоние, архиепископе Владимирском и Ярополчском. С западной стороны пристроена колокольня. В церкви три престола: главный, на верхнем этаже, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в прежде бывшей крытой галерее устроен престол в честь св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в 1758 году. Третий придел - теплый - в честь зачатия Иоанна Предтечи устроен в нижнем этаже, в бывших прежде братских кельях.

        До 1876 года церковь упраздненного Сновицкого монастыря имела особый приход и особый причт. В том же году к ней была приписана Вознесенская церковь в селе Сновицах. Так образовался один соединенный приход. И сейчас в Сновицах два храма с одним приходом, как попросту называют их «нижний» (Вознесенский) и «верхний» (Благовещенский).

        У «нижнего» храма тоже своя история. В патриарших окладных книгах 1628 года значится: «церковь Николы Чудотворца в патриаршей вотчине в селе Сновицком Сновитского монастыря». В 1670 году в делах дворцового приказа отмечено: «в селе Сновицком церковь древяная, клетцки с папертьми крыты тесом, а в церкви Божие Милосердие, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь. У той церкви поп Иван». В 1717 г. эта церковь сгорела, построить новую у прихожан не было средств, и «поп Андрей с своими приходскими людьми Вознесенской церкви г. Владимира пожертвовал в село Сновицкое свою деревянную церковь в честь Вознесения Господня». Каменная же церковь построена в 1827 году на средства прихожан. Колокольню построили попозже, в 1857 году. В церкви два престола: в честь Вознесения Господня и в приделе - во имя св. Николая Чудотворца. Придел устроен в 1863 году. Сейчас каменная колокольня и ограда совершенно утрачены, но осталась зарисовка храма, датированная июнем 1923 года.

        Рисунок принадлежит некой Сусанне Житковой. Было ей тогда 13 лет. «Когда слышу крик ласточек, сразу переношусь в Сновицы к этой церкви», - писала Сусанна сестре годы спустя. Вот такие трогательные вещи находятся иногда.

        В советские годы церковь была в
удручающем состоянии. Такое наследство досталось о. Владимиру (Слинкину), на
попечении которого находятся оба храма - и «нижний», и «верхний». И за 14 лет
сделано многое, несмотря на довольно скромные средства и небольшой приход.
Сейчас в Вознесенской церкви восстанавливается придел во имя св. Николая
Чудотворца.

       
фото. Иконостас Свято-Благовещенского храма.


Но вернемся туда, в «верхний» храм, освященный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В теплом приделе, внизу, своды низкие. И это понятно - здесь когда-то были братские кельи. А вот что меня удивило, так это большое количество деревянных объемных икон. И все три иконостаса, и весь храм украшены резьбой, выполненной сдержанно и гармонично. А в верхней части храма и стены, и потолок расписаны.



Комментариев нет:

Отправить комментарий