воскресенье, 17 апреля 2011 г.

Что есть философия в понимании Ортеги–и-Гассета.



Ортега – и- Гассет Хосе (1883-1955) – испанский философ, публицист и общественный деятель. Философская эволюция Ортеги шла от неоконтианства через философию жизни к экзистенцианализму. Синтез идей, разработанных в рамках этих направлений, Ортега назвал  «рациовитализмом» или учением о «жизненном разуме».
По его мысли на место картезианского «физико-математического» должен стать «жизненный» или исторический разум, главный предмет деятельности которого выступает человеческая жизнь. Центральное место в учении Ортеги занимали проблемы философии истории. Он утверждал, что только история позволяет проникнуть в тайну человеческого бытия, а исторический разум - это единственное средство познания жизни.
В своих работах «Дегуманизация искусства» (1925) и «Восстание масс» (1929) учёный впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества» (динамичного единства двух элементов – элиты и человека массы). Для становления философской школы в Испании большое значение имела преподавательская деятельность Ортеги. Так, в основу книги «Что такое философия» лёг курс лекций, прочитанных Ортегой в 1929 году в университете Мадрида
Философия, по мнению Ортеги – это познания Универсума, того чего мы по существу не знаем, что нам абсолютно неизвестно в своем положительном содержании. Она ищет в качестве реальности именно то, что обладает независимостью от наших действий, которые сами зависят от этой полной реальности.
Как и объект, философия является универсальной и абсолютной наукой ищущей себя. «Философия есть деятельность теоретического познания, теория Универсума (единого целого – А.А.)». От нее неотделимо требование занимать теоретическую позицию при рассмотрении любой проблемы, которую решать не обязательно, но необходимо хотя бы убедительно доказать невозможность ее решения.
Этим философия отличается от других наук, которые когда сталкиваются с неразрешимой проблемой, то они просто отказываются от ее рассмотрения.
Философия – единственная наука, рассматривающая проблему такой, какая она есть без предварительного насильственного приручения. Философская проблема безгранична по объекту и охватывает всё без исключения.
Философия – это познание Универсума, или всего имеющегося, однако нам с самого начала неизвестно, что такое это все имеющееся; составляет ли все этот Универсум  или Мультиверсум (различные целые)? И Познаваем ли этот Универсум или Мультиверсум? 
«Философия - по мнению Ортеги - есть высшее умственное усилие, по сравнению с которым другие науки, даже чистая математика, несут на себе отпечаток эмпиризма». Он считает, что «философия возникает не по причине полезности». А она является основной потребностью разума. Ее существенным признаком является поиск целого (Универсума) как такового. Философия ищет целостность мира и придает ему завершенность, создавая из части целое.
«Философия – это познание вселенной, или всего имеющегося. Для философа это означает обязанность ставить абсолютную проблему, т.е. не опираться на уже сложившиеся верования и не придавать никакого значения тому, что уже известно, поскольку известное перестает быть проблемой.
Философия – это наука без предпосылок, которая построена таким образом, что к ее основанию не может быть положена ни одна истинна, считающаяся доказанной вне этой истины. По учению Ортеги философия обладает принципом автономии. «Она сама себе интеллектуальный закон». Поэтому все философские допущения философ обязан добывать собственными средствами.
Наряду с принципом автономии действует противоположный принцип – универсализм, стремление ума к целому, которое Ортега называет пантономией (закон целостности). Согласно этому принципу философское понятие должно вырабатываться с учетом целого в отличие от понятий частных наук, где каждая часть рассматривается обособленно, или как ложное целое. Если, например, физика – это все то, что можно измерить, то философия – это все то, что можно сказать об Универсуме.
Ортеги отмечает, что для всей философии характерна такая черта как парадоксальность. Она расходится с нашими естественными представлениями о жизни, потому что подвергает теоретическому сомнению, даже самые очевидные, бесспорные в обычной жизни верования.
Философское мышление в силу неограниченности и радикального проблематизма своей темы обязано соблюдать два закона: быть автономным и соблюдать закон пантономии, решительно не довольствуясь ни одним положением, которое не выражало бы универсальных ценностей.
Философия – это исследование того, как жизнь может выйти за пределы самой себя, не заниматься собой, не интересоваться вещами в том смысле, чтобы их наделять независимостью и индивидуальностью, а для этого нужно начать смотреть на нее исходя из нее самой.
Философия истории Ортеги, и в особенности его концепция «перспективизма» (познающий человек конструирует мир в «перспективу», определяемую его местонахождением в природной и исторической реальности), оказала существенное влияние на философскую мысль Латинской Америки, т.к. давала обоснование мировоззренческому плюрализму.