воскресенье, 10 апреля 2011 г.

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский.


 


 
20 марта (7 марта по ст.с.) 2011 года Православная Церковь отмечает переходящее
празднование во 2-ю Неделю (воскресенье) Великого поста посвященную святителю
Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому (1296-1359гг.) память которого ею
вспоминается также 27 ноября (14 ноября по ст.с.) в день его представления.


Главной заслугой Григория Паламы является его выступление в защиту православной
монашеской молитвенной практики исихазма (от греч. исихия - «тишина»,
«молчание»), основанною на Иисусовой молитве, согласно которой происходит
процесс богопознания через причастность человека нетварным божественным
энергиям (таким как: знания, мудрости, творчества, славы, света и т.д.).
Григорий Палама родился в Константинополе в знатной семье сенатора Константина
близкой к императорскому двору. Там же будущий святитель получил хорошее
образование. С 1335 г.Григорий Палама по просьбе афонских монахов вступил в спор с греко-итальянским философом Варлаамом Калабрийским, написав против его учения 9 трактатов «В защиту священнобезмолствующих»(1338-1341).

В полемике между спорящими сторонами поднимался вопрос о природе фаворского света: является ли этот свет тварным или нетварным? Который апостолы Петр, Иаков и Иоанн видели на горе Фавор во время Преображения Господня.

Варлаам отрицал учение афонских монахов о нетварной божественности фаворского света. Он учил о том, что подлинное богообщение и обожение (соединение человека с Богом) невозможно. Варлаам утверждал, что человеку доступно лишь символическое представление о Боге, а не реальное общение с Богом. Поэтому все теофании (явления Бога в этом мире) о которых говорит Библия – это только тварные символы.

Григорий Палама отверг это учение, считая что, все тексты Священного Писания, которые говорят о непознаваемости Божества, нужно относить к непознаваемой божественной сущности. А те, которые говорят о познании Бога, о возможности непосредственного видения, следует относить к божественным энергиям. В 1341 году два Константинопольских собора осудили учение Варлаама Калабрийского, утвердив учение Григория Паламы, который в 1368 году был причислен к лику святых.


 
Тропарь, глас 8
Православия светильниче,/ Церквеутверждение и учителю,/ монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый,/Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати,// молися выну спастися душам нашим

Комментариев нет:

Отправить комментарий