воскресенье, 10 апреля 2011 г.

О христианском воспитании детей по учению Феофана Затворника.







Феофан Затворник (Георгий Васильевич Говоров; 1815-1894) церковный писатель, епископ РПЦ,
канонизированный ею в 1988г. Он развивал этическое учение в рамках христианской, а если быть точнее, в рамках православной религиозной парадигмы. При этом следует оговориться, что его учение о воспитании, так же как его и этическое учение в целом не носит систематического характера [3, 136] поэтому многие
его положения фрагментарны и не развиты до конца.

При исследовании его взглядов возникает ряд вопросов, разрешить которые не так просто, например, какое значение имеет этические идеи Феофана Затворника в воспитании в целом, если
говорить о воспитании не только христианском, но и вне конфессиональном и вне религиозном? И для чего светским этикам необходимо изучать его труды?


Попытаемся подойти к решению этих вопросов исходя из его взглядов о воспитании детей. В своем учении о
воспитании Говоров исходит из принципа антропологической трихотомии (учении о трёхсоставности человеческой природы) согласно которому три качества: тела, душа и дух, соответствуют сущности телесности, душевности и духовности, каждое
из которых нуждается в особом развитии и совершенствовании.

В развитии этих качеств Феофаном Затворником намечены принципы воспитания личности,  при этом основы воспитания строятся на иерархических принципах – соподчинение тело души, а души – духу [4, 257, 260]. Здесь главная ценность воспитания, служила главной основой направление человека к Богу как абсолютному источнику всякого добра.


В своем учении о воспитании Феофан Затворник исходит из синтеза двух составляющих, которые неразрывно связанные между собою это: положительное влияния церковных таинств, начиная с таинства крещения, в детском возрасте и создание благоприятных
социокультурных условий располагающих к этому. Когда личностное развитие ребенка формируется под влиянием примеров на него взрослых и окружающей семейной обстановки дома в которой он воспитывается.

Таким образом, внешнее воздействие в воспитании способствует внутреннему устроению ребенка, развитию его чувств, сердца и воли. По словам Феофана Затворника, кто обрел и имеет в себе это
«небесное сокровище Духа, тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям и всякое делание добродетелей уже без понуждения и затруднения» [1,90].


Феофан Затворник считает, что общественные и семейные ценности вторичны по отношению к ценностям
божественным (по времени возникновения и по своей значимости) заложенным в человеке Богом. А воспитание развивает лишь то, что уже содержится в природе человека, т.е. естественный нравственный закон, но ничего не вкладывает в него нового.

Исходя из такой установки, следует, что моральные принципы в учении Феофана Затворника имеют всеобщий характер вне зависимости от конфессиональной принадлежности. И они могут быть использованы в светской этике с оговоркой, что
он придает особую значимость действию Божией благодати в совершенствовании характера человека как полноценной личности, которая формируется с детства.


Отметим, что само понятие благодати в христианской этике, обозначает незаслуженный Божий дар, который
включает в себя все остальные дары и определяет способность человеческой воли к воздержанию от зла и ее стремление к достижению блага и спасения в условиях грехопадения.
В православном учении принято выделять два вида благодати: предваряющей и оправдывающей. Предваряющая благодать, даруется Богом независимо от достоинств или заслуг человека. Она доставляет ему через Священное Писание знание о спасении.
Оправдывающая благодать, заключается во внутреннем очищении человека от грехов и в освящении его воли через церковные таинства [2, 43]. По учению Феофана Затворника именно эту оправдывающую благодать и нужно всесторонне развивать взрослым у своих подопечных, с младенческого возраста.


Воспитание и действие благодати по учению Феофана Затворника взаимосвязаны между собой, и действия одного дополняет действия другого. Он пишет что: «…благодать без свободного
склонения воли, ничего не сделает с нами, ни свое желание, без укрепления благодати, не может иметь ни в чем успеха»[1, 99].


Основываясь на учении православной сотериологии о поврежденности человеческой природы после грехопадения, епископ Феофан отмечает, что если родители или воспитатели не будут прилагать должных усилий в учении  и воспитании ребенка. И если они не будут собственным положительным примером способствовать развитию высших ценностей в нем. А оставят воспитание ребенка на произвол судьбы. Тогда этим они будут способствовать «раскрытию в нем всех естественных недостатков
поврежденного естества» поскольку « в нем смесь добра со злом, и перевес того или другого зависит от случайностей»… В состоянии же благодати «поведение становится правильнее, совесть чувствительнее, слабости представляются пороками, пороки – преступлениями» [1, 339, 360-361].


 



Литература.



1. Архимандрит Георгий
(Тертышников). Симфония по творениям Феофана, Затворника
Вышенского. В 2-ух кн.– Рязань, 2003. - Кн. 1.


2. Назаров.В.Н., Митько. А.Е.  Благодать // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. — М., 2001.


3. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Ч. II. На пути к катастрофе. (Кризис церковной культуры). - 2003. Интернет-версия / под общ. ред. Александра
(Милеанта) епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.


4. Святитель Феофан Затворник Вышенский. Начертание христианского нравоучения.   -  М., 2008 .

Комментариев нет:

Отправить комментарий