Опубликовано: Материалы VI Международной научной
конференции. Том 8. Владимир, 2014. Церковь, государство и общество в
истории России и православных стран: религия, наука и образование. С.220-226.
В настоящее время старообрядцы переживают не самые лучшие времена. Об этом свидетельствует, прежде всего: сокращение числа старообрядческих толков, недостаток в общинах молодежи, ослабление и нарушение традиционных запретов, малограмотность старейшин общины, а
208. Л . 1-6; Ф. Р-307. Оп. 3. Д. 110. Л . 1-17.
В настоящее время старообрядцы переживают не самые лучшие времена. Об этом свидетельствует, прежде всего: сокращение числа старообрядческих толков, недостаток в общинах молодежи, ослабление и нарушение традиционных запретов, малограмотность старейшин общины, а
так
же изменение религиозных обрядов, которые были присущи старообрядцам в прошлом.
221
Следует
отметить спад религиозной активности старообрядчества, о
чем свидетельствует снижение посещаемости верующими молений,
уменьшение числа
совершаемых обрядов. По
результатам социологического
опроса на территории Гороховецкого района в настоящее время н аблюдается значительное
сокращение количества гороховецких
беспоповских согласий: так нетовцев можно встретить только в деревнях
Кожино, их единицы; филиповцев
практически не осталось. Следует отметить, что
многие
из староверов, даже не знают, к какому толку они относятся, кроме
того,
что они староверы.
Одной
из наиболее выраженных причин кризиса в старообрядчестве
является отход
от религии молодежи.
Молодое поколение, выросшее
и
воспитанное в
старообрядческих семьях, часто
«не дружат с
религией».
Нередко
даже дети и внуки наставников становятся недостаточно верующими, чтобы продолжать исполнять всю обрядовую
сторону старообрядчества. Среди
юношей и молодых
мужчин религиозность наблюдается
крайне
редко. Девушки и молодые женщины, порой лишь, считаю себя верующими, а истинно
верующих встречается небольшая часть.
Сами верующие
полностью осознают, что
нет будущего для
старообрядчества в таких
малочисленных селениях как
Гороховецкий район.
Они
единодушно признают, что молодежь почти полностью отошла от религии и что на
моления ходят одни старики и старухи.
Отсутствие старообрядческих приходов,
на мой взгляд,
одна из
важнейших
причин резкого падения старообрядческой веры сегодня. Так,
например
ближайший староообрядческий приход для жителей Гороховецкого района расположен
в 100 километрах –
это Нижний Новгород
Белокриницкий храм на ул. Пушкина;
есть Брачный Поморский
храм по ул.
Короленко,
д. 7. РДЦ есть в Урене и Семенове. В Настоящее время восстанавливается в
Борском р-не Малиновский
скит, в Городце
храм Успения
Пресвятой
Богородицы. Так же в Нижнем Новгороде на
Сормовском шоссе заложена постройка Большого старообрядческого Храма. В г. Коврове,
также есть
моленная староверов, настоятелем
которой является Евгений
222
Кириллович,
который построил моленную в собственном огороде, на свои
деньги,
а сейчас по доброй воле приезжает в Гороховец, по просьбе Горо-ховецкой общины
для проведения исповеди и особых молебен.
Есть молельня
в поселке Мелихово
Ковровского р-на настоятель
Солдатов Василий
Михайлович. Но все
это достаточно далеко
для гороховчан.
Одной из
причин уменьшения численности
старообрядцев можно
назвать исторические
события России прошлых
лет, например закрытие
Старообрядческих
храмов, что повлекло за собой проблемы уменьшения
численности староверов.
Это произошло еще в начале
XX века. О чем
свидетельствуют
документы, хранящиеся в архиве г. Владимир и открыто
опубликованные
на VIII Булыгинских
литературно-краеведческих чтениях
Гороховецкого
района «Да будет Время с нами вечно!» Ершов А.Л.пишет:
«…По
данным, предоставленным местными органами власти в Комиссию
по
делам культов при Президиуме ВЦИК, к 1 марта 1931 г . на территории
Гороховецкого
и Фоминского районов было закрыто уже 10 православных
храмов,
3
храма и 4
молитвенных дома старообрядцев»[1]. Часто
верующие
искали защиты в вышестоящих инстанциях, так в с. Кожино. 16
мая 1934
г. в Прокуратуру
Гороховецкого района из
Комиссии по делам
культов при
Президиуме ВЦИК пришел
запрос: «По препровожденной
жалобе граждан
с. Кожино расследуйте,
кто, когда и
на основании чего
закрыл
церковь с допущением поломки культового имущества. Результаты
сообщите. Равно
сообщите и о
принятых Вами мерах
в восстановлении
революционной законности.
Сообщите, в каком
состоянии здание церкви
на
сегодняшний день»[6].
Ершова
А.Л. пишет: «1930-е годы были временем гонения на религию. Если в первые
послереволюционные годы советская власть боролась
в
первую очередь с Русской православной церковью (староцерковнической
(тихоновской
ориентации), а другие течения православия и конфессии п ы-
223
талась
в какой-то мере даже использовать в борьбе с ней как с бывшей государственной
религией, то начиная с рубежа 20-30-х гг. боролась со все-ми религиями и
течениями, в том числе и со старообрядчеством. Одним из
основных
проявлений этого стало массовое закрытие храмов»[4].
В
середине 1920-х гг. старообрядческие общины были в д. Дубки Го-роховецкой
волости (старопоморцы федосеевского толка), с. Рытово Сер-гиевской волости, с.
Красное Красносельской волости (поморско-брачное
согласие),
д. Злобаево (беспоповцы) и с. Микляево (единоверцы) Сергиевской волости[2].
В 1931-1932
гг. Комиссия по
вопросам культов при
Президиуме
ВЦИК запрашивала
у всех облисполкомов сведения о
количестве храмов
на
территории каждого района. Гороховецкий район сообщил, что у них
было
1 молитвенное помещение у старообрядцев, но оно уже закрыто. Фоминский район,
территория которого сейчас входит в Гороховецкий район,
написал, что
закрыто по 3
старообрядческих и единоверческих храма,
действует
1 единоверческий[3].
Многие считают,
что старообрядцы это
закрытые, отчужденные,
люди,
которое не изменилось со
времени своего появления, почти не
существует или полностью изживает себя. Русский зарубежный историк С.А.
Зеньковский
пишет о старообрядчестве: «Необходимо отметить их глубокую религиозность, преданность
древним заветам и
трезвое, осторожное
отношение к канонам Церкви.
Русское религиозное возрождение
конца
XIX
- начала ХХ века многим было обязано этому консервативному старо-обрядческому
направлению, сумевшему сохранить в повседневной жизни
больше
церковной и религиозной строгости»[5].
Тщательный
анализ истории старообрядческого движения приводит
к выводу,
что консерватизм старообрядчества представляет
собой скорее
внешнюю
оболочку, чем внутреннее свойство. Современное старообрядчество делает главный
упор на то, чтобы оградить верующих от влияния ок-
224
ружающей
действительности, держать их в состоянии духовной, а отчасти
и
физической изоляции.
Главной
задачей старообрядчества в Гороховецкого района является
желание
сохранить влияние староверия на молодое поколение и привлечь
молодежь
в свои ряды. Молодежь живет в последнее время в среде вседозволенности,
безответственности, отсутствии рамок ограничения и предпо-читает посещать
дискотеки, ночные клубы,
значительно реже театры
и
библиотеки.
Не трудно заметить, что в православных церквях, так же как и
в
старообрядческих общинах не велика посещаемость богослужений. Даже
в большие
религиозные праздники посещаемость
церковной службы составляет не большое количество по отношению
к общему количеству населения.
Роль старообрядцев
в становлении православных
традиций достаточно велика, их
вклад в сбережении и
сохранении не только
старинных
православных икон,
но и становлении
традиции техники православной
иконописи,
сохранении традиции знаменного распева, множество древних
книг,
что составило целый пласт русской культуры. Хорошим примером
этому
служит музей сельской культуры и быта
«Берегиня», все вещи, хранящиеся там, ценные экспонаты музея, сохранены только
благодаря староверам.
Современные
старообрядцы люди чаще старшего возраста, именно
они
до сих пор являются ревнителями своей религии, именно они основные носители
религиозной и культурно-бытовой традиции,
а люди более
молодого среднего
возраста и молодежь,
практически утратили брачные
каноны
и бытовые устои изоляционизма. Старшее поколение старообрядцев стремится
к самосохранению основ
своей традиционной культуры,
старается
избегать прямых контактов с официально-православными.
От
молодого поколения зависит дальнейшая судьба старообрядчества в России в целом,
и в Гороховецком районе в частности. С
уменьше-
225
нием
численности староверов стали теряться нити, связующие одно поколение с другим:
обряды, предметы быта и культуры, семейные ценности,
реликвии.
Сегодня перед старообрядцами стоит задача - не дать прерваться
связующей
нити поколений, восстановить утерянное прошлое: как духовное, так
и жизненное, чтобы
подрастающее поколение, какой
бы оно ни
было веры,
хорошо знало свои
корни, могло с уверенностью
заглянуть в
прошлое
и построить будущее, воплотив мечты и желания своих предков.
Для
поддержания старообрядчества необходимо найти пути решения
этой проблемы:
организовать место для
проведения молений путем
по-стройки небольшой часовни-церкви или выделение места под организацию
моленной,
привлечь к посещению церкви и общины и сплотить молодых
староверов.
Многие имеют поверхностные знания о старообрядчестве, не-обходимо
дать интересующимся, и конечно, в первую
очередь, крещеным
староверам больше
доступности, открытии в
получении информации о
старообрядчестве.
Углубить информированность различных слоёв населения в вопросе
старообрядчества, и тем самым сплотить различные общины. Это
поможет найти пути решения поставленной проблемы. Хочется
верить, что
сохранение старообрядчества
в Гороховецком районе
имеет
все
шансы.
Литература
1.
ГАВО Ф. Р-307. Д. 711. Л .
10.
2.
ГАВО. Ф. Р-307. Оп. 2. Д. 195.
Л . 1-18; Д. 381. Л . 1-9; Д. 249. Л . 1-13; Д.
3.
ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 690.
Л . 40-43; Д. 454. Л . 165-167..
4.
Ершова А.Л. «Да
будет Время с
нами вечно!» Сборник
краеведческих
работ
по итогам IX Булыгинских литературно-краеведческих чтений. Вы-пуск 7.
Гороховец. 2013. С.14
226
5.
Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Минск. Белорусский экзар-хат. 2007.
С. 463
6.
МБУК «Межпоселенческая библиотека»
Гороховецкого района Влади-мирской области, «Да будет Время с нами вечно!» Сборник
краеведческих
работ
по итогам IX Булыгинских литературно-краеведческих чтений. Вы-пуск 7.
Гороховец. 2013. С.14.
Комментариев нет:
Отправить комментарий