Опубликовано: Материалы VI Международной научной конференции. Том
8. Владимир, 2014. Церковь, государство и общество в истории России и
православных стран: религия, наука и образование. С.97-102.
Эта небольшая статья посвящена замечательной книге,
которая знакомит читателя с
одним из самых
древнейших городов России,
городом
Суздалем, находящимся
во Владимирской области.
Книга написана потомком великого писателя Ф.М. Достоевского,
Милием Федоровичем Дос-тоевским.
К
сожалению, об этом
представителе рода Достоевских
мало кому
известно,
поэтому скажем несколько слов о его биографии.
Достоевский Милий
Федорович - внучатый
племянник Ф.М.Достоевского
- внук его старшего брата
Михаила, родился в 1884
году в городе Саратове, умер в 1937 году (по другим сведениям 1943 или 1944
году). Милий Федорович был историк
востоковедения, специалистом
98
по восточному
искусству, археологом, лингвистом-полиглотом. Примеча-тельно то, что
он владел 14 языками, в том числе китайским и японским,
что
сыграло огромнейшую роль в его судьбе.
Милий
Федорович учился в Московском Археологическом институте, закончил его в 1909
году. Будучи студентом, Милий Федорович
участвовал под руководством востоковеда-тюрколога, специалиста по турецкому
языку В. А. Гордлевского в работе по переводу с немецкого языка на русский
«Практического руководства для изучения турецкого языка» языковеда Г. Егличка.
После окончания института остался в нем работать.
М.Ф. Достоевский
также вел активную
археологическую деятельность:
проводил работы на Кавказе, совершил ряд поездок с научными целями по Средней
Азии.
В 1919 году он был уволен из Археологического
института и работал в журнале "Современное искусство". Уже в то время
М. Достоевский
вследствие
паралича ног мог передвигаться лишь в «катающемся кресле».
Поэтому
с 1922 по 1923 годы он находился на излечении в клинике нервных болезней 1-го
МГУ.
Позднее М. Достоевский жил в московском общежитии для
преста-релых ученых, где собрал вокруг себя кружок востоковедов. По
воспоми-наниям жены, в поисках работы Милий Федорович давал уроки русского
языка
иностранцам, в том числе японскому дипломату, что послужило по-водом к первому
аресту 4 марта 1923 года. Известно, что во время обыска
были изъяты
рукописи научных трудов
по этому профилю.
Ученый был
обвинен
в шпионаже в пользу Японии. Следствие по делу велось 5 месяцев, из них три
потомок писателя провел в тюрьме на Лубянке, остальные
- в Бутырском следственном
изоляторе в городе
Москва, но вскоре
был
освобожден.
Обстоятельства
жизни подталкивали языковеда
работать, и, спустя
некоторое
время, он уехал в Тифлис (Тбилиси) искать работу. Там он уст-
99
роился
завхозом в Институте технических культур. Но в 1929 вернулся в
Москву
и был снова, вторично арестован 31 марта 1930 года по обвинению
в
причастности к террористскому «заговору дашнаков» («погромная» тра-диция партии
«Дашнакцутюн», «мартовской резни» в Баку). Дорога ареста
снова
привела его в Бутырскую тюрьму.
25
мая по решению суда Милий Федорович был приговорен к ссылке
на
5 лет и 29 мая отправлен по этапу на Землю Франца-Иосифа. Но 2 июня
решение
было изменено, и Достоевский был освобожден благодаря хода-тайствам жены, которой удалось вернуть его с этапа (Медвежья
Гора) после неоднократных обращений к комиссарам К. Е. Ворошилову и В. А.
Ба-лицкому.
Не имея работы, в 1933 году ученый снова покинул
Москву: отпра-вился в Кривой Рог (Украина), где работал в Геологическом
институте, на
фабрике-кухне,
в горном техникуме. Но был арестован и в третий раз, 6
сентября
1936 года. На следствие Милия Федоровича привезли в Днепро-петровск, где
он был обвинен
в антисоветской пропаганде
среди студен-тов, и в декабре 1936
года приговорен к 10 годам работ в
исправительно-трудовом лагере. Срок отбывал на ферме НКВД № 2 в 23 км от Мариинска
(Западная
Сибирь). В лагере М.Ф. Достоевский и погиб.
Несмотря
на нелегкую судьбу, Милий Федорович выпустил ряд работ и статей, посвященных
некоторым вопросам языковедения, теории искусства, археологии и истории.
В
1910 году вышел его труд «Суздаль» под редакцией историографа И.Н.Бороздина.
Книга была выпущена в серии «Культурные сокровища России».
В своем внешнем
убранстве имела роскошный
бархатный
переплет.
Эта замечательная книга
представляет серию живых
краеведческих очерков, посвященных истории иконописи и архитектуры
древнего Суздаля. В ней рассказывается о ряде известнейших церквей и
монастырей: Бо-
100
рисоглебской церкви
в селе Кидекше,
суздальском
Богородице-Рождественском
соборе, Покровском женском,
Ризположенском, Спасо-Евфимиевом
монастырях.
Повествование обрамляют
фотоизображения суздальских древнейших достопримечательностей. В качестве
иллюстраций, сопровождающих
очерки М.Достоевского, помещены
фотографии Владимиро-Суздальских
церковно-археологических
древностей: предметов утвари, икон, церквей и
монастырских
комплексов, отдельных архитектурных деталей.
В этой
книге Милий Федорович
Достоевский обращается к
самой
церковной истории,
истории появления древнего
города. Он пишет
о
первоначальном
основании Суздаля, говорит о самом происхождении на-звания города. Читателю
открывается история с рассказа легенды о «начале Суздаля»,
записанную летописцем 13
века Ананием Федоровым:
«…После
всемирного потопа и смешивания языкав появились на свет три
брата
из племени Иафетова: Сан, Аесахан и премудрый Асан. Пришли они
на
землю руссукю, первые два посториили много городов близ варяжского
моря,
в том числе и великий новгород. А третий брат отправился в дикие
леса,
где основал там город по своему суждению Суждаль…» Так же Ми-лий Федорович говорит о упоминании
города в летописи Нестора 1024 года, разъясняет историю правления городом .
Книга имеет
достаточно простую и
четкую структуру: состоит
из
Странички
истории, где М.Ф.Достоевский рассказывает о церковной, по-литической истории,
истории благоустройства храмами города. Историче-скую составляющую подкрепляет
отдельная глава, посвященная Владимиро-суздальской архитектуре, о
своеобразности церковного зодчества, о
ве-личайших архитекторах Руси,
работающие в Суздале.
В части книги
не
только описываются
основные храмы и
церкви, постепенно строящиеся,
но
и рассматриваются в общих своих зодческих традициях, например, Ми-лий Федорович
делает вывод, что суздальские церкви
времен существова-
101
ния Руси, по
большей части, имеют общий
вид: «…Квадрат или прямо-угольник, восточная
часть его имеет
три абсиды, из
которых средняя
предназначена
для престола, левая для жертвенника и правая для диаконника. Суздальские
церкви имеют в
своем основании четырехугольник, к
восточной
стороне которого примыкают три алтарных абсиды. Четыре
внутренних
столба, соединенные арками с пилястрами, образуют равно-конечный крест,
вписанный внутри четырехугольника. Над срединой этого креста на арках и
люнетах возвышается круглый барабан,
покрытый
полусферическим сводом.
Стены внутри церкви
делятся пилястрами на
три
части, и это деление как нельзя лучше обрисовывает тип византийской церкви.
Прямые карнизы не применялись в храмах Византии, и крыши
церквей
покрывались прямо по сводам…»
По
такому типу выстроены все церкви Суздаля, за исключением суздальского Богородице-Рождественского собора.
Отличие последнего со-стоит
в том, что
вместо квадрата в
основании взят удлиненный
прямо-угольник, сближающий суздальский собор с церквями Киева.
Вся вереница исторических и архитектурных фактов подкрепляется
большим
количеством изображений храмов и монастырей города.
Продолжая
раскрывать секреты архитектуры
Суздаля, М. Достоевский называет
особенности, которые отличают местные церкви от древних
храмов
киевских и новгородских. Сюда относятся: горизонтальный узор-чатый пояс,
составляющих из ряда
арок, поддерживаемых колонками,
узорчатый
карниз, двери в виде романских порталов с полукруглым верхом и
большими откосами по
сторонам, установленными столбами
и ко-лоннами, в свою очередь,
стянутыми кверху узорчатыми
полукруглыми
перемычками
и скульптурные украшения на наружных стенах в виде че-ловеческих фигур, птиц,
животных и растений.
Поведав
о внешнем убранстве церквей древнего Суздаля, автор посвятил отдельную главу суздальской
иконописи и живописи. Здесь расска-
102
зывается о
самых древних известных
иконах, технике иконописания
и
первых
иконописцах.
Отдельные главы
книги посвящены описанию
Борисоглебской
церкви, Богородице-Рождественского Собора,
Ризположенского монасты-ря,
Спасо-Ефимового монастыря, Покровского женского монастыря.
К
сожалению, мало кому удастся подержать это сокровище книгопечатанья начала 20
века в руках, потому что издание труда имело ограниченное количество, и книг
сохранилось мало. К счастью, благодаря современным технологиям
издание можно найти
в Интернете [1].
Эта работа
представляет огромную
ценность для исследователей, занимающихся
ис-торией архитектуры города Суздаля, потому что история древнего города
рассматривается
как энциклопедия древнерусского быта.
Литература
1. Электронный
ресурс: Достоевский М.
Суздаль //
http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=914
(дата обращения 30.05.2014).
Замечательно, что вспомнили Милия Достоевского. Однако статья содержит много устаревшей информации. Милий Федорович не погиб в лагере, он вообще ни разу не был арестован и умер своей смертью.
ОтветитьУдалить