четверг, 12 марта 2015 г.

Левашова Е. Потомок Ф.М. Достоевского – автор книги о древнем Суздале

Опубликовано: Материалы VI Международной научной конференции. Том 8. Владимир, 2014. Церковь, государство и общество в истории России и православных стран: религия, наука и образование. С.97-102.


97
Эта небольшая статья посвящена замечательной книге, которая знакомит  читателя  с  одним  из  самых  древнейших  городов  России,  городом
Суздалем,  находящимся  во  Владимирской  области.  Книга   написана  потомком великого писателя Ф.М. Достоевского, Милием Федоровичем Дос-тоевским.
К  сожалению,  об  этом  представителе  рода  Достоевских  мало  кому
известно, поэтому скажем несколько слов о его биографии.
Достоевский  Милий  Федорович  -  внучатый  племянник Ф.М.Достоевского   -  внук  его  старшего  брата  Михаила,  родился  в  1884 году в городе Саратове, умер в 1937 году (по другим сведениям 1943 или 1944 году).  Милий Федорович был историк востоковедения, специалистом
98
по  восточному  искусству,  археологом,  лингвистом-полиглотом. Примеча-тельно то, что он владел 14 языками, в том числе китайским и японским,
что сыграло огромнейшую роль в его судьбе.
Милий Федорович учился в Московском Археологическом институте, закончил его в 1909 году. Будучи  студентом, Милий Федорович участвовал под руководством востоковеда-тюрколога, специалиста по турецкому языку В. А. Гордлевского в работе по переводу с немецкого языка на русский «Практического руководства для изучения турецкого языка» языковеда Г. Егличка. После окончания института остался в нем работать.
М.Ф.  Достоевский  также  вел  активную  археологическую  деятельность: проводил работы на Кавказе, совершил ряд поездок с научными целями по Средней Азии.
В 1919 году он был уволен из Археологического института и работал в журнале "Современное искусство". Уже в то время М. Достоевский
вследствие паралича ног мог передвигаться лишь в «катающемся кресле».
Поэтому с 1922 по 1923 годы он находился на излечении в клинике нервных болезней 1-го МГУ.
Позднее М. Достоевский жил в московском общежитии для преста-релых ученых, где собрал вокруг себя кружок востоковедов. По воспоми-наниям жены, в поисках работы Милий Федорович давал уроки русского
языка иностранцам, в том числе японскому дипломату, что послужило по-водом к первому аресту 4 марта 1923 года. Известно, что во время обыска
были  изъяты  рукописи  научных  трудов  по  этому  профилю.  Ученый  был
обвинен в шпионаже в пользу Японии. Следствие по делу велось 5 месяцев, из них три потомок писателя провел в тюрьме на Лубянке, остальные
-  в  Бутырском  следственном  изоляторе  в  городе  Москва,   но  вскоре  был
освобожден.
Обстоятельства  жизни  подталкивали  языковеда  работать,  и,  спустя
некоторое время, он уехал в Тифлис (Тбилиси) искать работу. Там он уст-
99
роился завхозом в Институте технических культур. Но в 1929 вернулся в
Москву и был снова, вторично арестован 31 марта 1930 года по обвинению
в причастности к террористскому «заговору дашнаков» («погромная» тра-диция партии «Дашнакцутюн», «мартовской резни» в Баку). Дорога ареста
снова привела его в Бутырскую тюрьму.
25 мая по решению суда Милий Федорович был приговорен к ссылке
на 5 лет и 29 мая отправлен по этапу на Землю Франца-Иосифа. Но 2 июня
решение было изменено, и Достоевский был освобожден благодаря хода-тайствам жены,  которой удалось вернуть его с этапа (Медвежья Гора) после неоднократных обращений к комиссарам К. Е. Ворошилову и В. А. Ба-лицкому.
Не имея работы, в 1933 году ученый снова покинул Москву: отпра-вился в Кривой Рог (Украина), где работал в Геологическом институте, на
фабрике-кухне, в горном техникуме. Но был арестован и в третий раз, 6
сентября 1936 года. На следствие Милия Федоровича привезли в Днепро-петровск,  где  он  был  обвинен  в  антисоветской  пропаганде  среди  студен-тов, и в декабре 1936 года приговорен  к 10 годам работ в исправительно-трудовом лагере. Срок отбывал на ферме НКВД № 2 в 23 км от Мариинска
(Западная Сибирь). В лагере М.Ф. Достоевский и погиб.
Несмотря на нелегкую судьбу, Милий Федорович выпустил ряд работ и статей, посвященных некоторым вопросам языковедения, теории искусства, археологии и истории.
В 1910 году вышел его труд  «Суздаль»  под редакцией историографа И.Н.Бороздина. Книга была выпущена в серии «Культурные сокровища  России».  В  своем  внешнем  убранстве  имела  роскошный  бархатный
переплет. Эта  замечательная  книга  представляет  серию  живых  краеведческих очерков, посвященных истории иконописи и архитектуры древнего Суздаля. В ней рассказывается о ряде известнейших церквей и монастырей: Бо-
100
рисоглебской  церкви  в  селе  Кидекше,  суздальском  Богородице-Рождественском  соборе,  Покровском  женском,  Ризположенском,  Спасо-Евфимиевом монастырях. 
Повествование  обрамляют  фотоизображения  суздальских  древнейших достопримечательностей. В качестве иллюстраций, сопровождающих
очерки  М.Достоевского,  помещены  фотографии  Владимиро-Суздальских
церковно-археологических древностей: предметов утвари, икон, церквей и
монастырских комплексов, отдельных архитектурных деталей.
В  этой  книге  Милий  Федорович  Достоевский  обращается  к  самой
церковной  истории,  истории  появления   древнего  города.  Он   пишет   о
первоначальном основании Суздаля, говорит о самом происхождении на-звания города. Читателю открывается история с рассказа легенды о «начале  Суздаля»,  записанную  летописцем  13  века  Ананием  Федоровым:
«…После всемирного потопа и смешивания языкав появились на свет три
брата из племени Иафетова: Сан, Аесахан и премудрый Асан. Пришли они
на землю руссукю, первые два посториили много городов близ варяжского
моря, в том числе и великий новгород. А третий брат отправился в дикие
леса, где основал там город по своему суждению Суждаль…»  Так же Ми-лий Федорович говорит о упоминании города в летописи Нестора 1024 года, разъясняет историю правления городом .
Книга  имеет  достаточно  простую  и  четкую  структуру:  состоит  из
Странички истории, где М.Ф.Достоевский рассказывает о церковной, по-литической истории, истории благоустройства храмами города. Историче-скую составляющую подкрепляет отдельная глава, посвященная Владимиро-суздальской архитектуре, о своеобразности церковного зодчества, о  ве-личайших  архитекторах  Руси,  работающие  в  Суздале.  В  части  книги  не
только  описываются  основные  храмы  и  церкви,  постепенно  строящиеся,
но и рассматриваются в общих своих зодческих традициях, например, Ми-лий Федорович делает вывод, что суздальские церкви  времен существова-
101
ния  Руси, по  большей  части,  имеют общий  вид:  «…Квадрат  или  прямо-угольник,  восточная  часть  его  имеет  три  абсиды,  из  которых  средняя
предназначена для престола, левая для жертвенника и правая для диаконника.  Суздальские  церкви  имеют  в  своем  основании  четырехугольник,  к
восточной стороне которого примыкают три алтарных абсиды. Четыре
внутренних столба, соединенные арками с пилястрами, образуют равно-конечный крест, вписанный внутри четырехугольника. Над срединой этого креста на арках и люнетах  возвышается круглый барабан, покрытый
полусферическим  сводом.  Стены  внутри  церкви  делятся  пилястрами  на
три части, и это деление как нельзя лучше обрисовывает тип византийской церкви. Прямые карнизы не применялись в храмах Византии, и крыши
церквей покрывались прямо по сводам…»
По такому типу выстроены все церкви Суздаля, за исключением суздальского  Богородице-Рождественского  собора.  Отличие  последнего  со-стоит  в  том,  что  вместо  квадрата  в  основании  взят  удлиненный  прямо-угольник, сближающий суздальский собор с церквями Киева.
Вся  вереница исторических и  архитектурных фактов подкрепляется
большим количеством изображений храмов и монастырей города.
Продолжая раскрывать  секреты  архитектуры   Суздаля, М.  Достоевский называет особенности, которые отличают местные церкви от древних
храмов киевских и новгородских. Сюда относятся: горизонтальный узор-чатый  пояс,  составляющих  из  ряда  арок,  поддерживаемых  колонками,
узорчатый карниз, двери в виде романских порталов с полукруглым верхом  и  большими  откосами  по  сторонам,  установленными  столбами  и  ко-лоннами,  в  свою  очередь,  стянутыми  кверху  узорчатыми  полукруглыми
перемычками и скульптурные украшения на наружных стенах в виде че-ловеческих фигур, птиц, животных и растений.
Поведав о  внешнем  убранстве церквей  древнего Суздаля,  автор посвятил отдельную главу суздальской иконописи и живописи. Здесь расска-
102
зывается  о  самых  древних  известных  иконах,  технике  иконописания  и
первых иконописцах.
Отдельные  главы  книги  посвящены  описанию   Борисоглебской
церкви,  Богородице-Рождественского  Собора,  Ризположенского  монасты-ря, Спасо-Ефимового монастыря, Покровского женского монастыря.
К сожалению, мало кому удастся подержать это сокровище книгопечатанья начала 20 века в руках, потому что издание труда имело ограниченное количество, и книг сохранилось мало. К счастью, благодаря современным  технологиям  издание  можно  найти  в  Интернете  [1].  Эта  работа
представляет  огромную  ценность  для  исследователей,  занимающихся  ис-торией архитектуры города Суздаля, потому что история древнего города
рассматривается как энциклопедия древнерусского быта.
Литература
1.  Электронный  ресурс:  Достоевский  М.  Суздаль  //
http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=914
(дата обращения 30.05.2014).

1 комментарий:

  1. Замечательно, что вспомнили Милия Достоевского. Однако статья содержит много устаревшей информации. Милий Федорович не погиб в лагере, он вообще ни разу не был арестован и умер своей смертью.

    ОтветитьУдалить