«Симфония
по творениям Феофана Затворника архимандрита Георгия (в миру Николай Иванович
Тертышников, 1941-1998), является главной его работой, которой он посвятил
более двадцати лет, занимаясь изучением его трудов им были подготовлены
материалы по канонизации Феофана Затворника 1988г., а с 1994 года, он был
назначен членом синодальной комиссии по канонизации святых. (С.22.)
Архимандрит Георгий
(Тертышников), родился в Ставропольском крае, магистр богословия, доцент МДА,
автор 221 публикации. Его магистерская работа посвящена теме «Святитель Феофан
затворник и его учение о спасении». (С. 9, 19). Архимандрит Георгий участвовал
в работе научных форумов в разных городах России, например, в 1994 г . по его инициативе и
руководстве прошли темы посвященные Феофану Затворнику, а в 1996 г . в Рязани на
Всероссийской научно-практической конференции прошла «Подготовка учителей к
духовно-нравственному образованию и воспитанию учащихся». Архимандрит Георгий
выступил с докладом «О действии Божественной благодати по творениям святителя
Феофана». (См.: С.20.).
Благодаря деятельному
участию архимандрита Георгия, в рязанской епархии в 1996 году был издан журнал
«Вышенский паломник», посвященный святителю Феофану. (С. 22.).
«Письма о христианской
жизни» относится к периоду управления епископом Феофаном Тамбовской епархией
(1859-1863) (См.: С. 43). Вышенская пустынь мужского монастыря Тамбовской
епархии, куда Феофан Затворник был отправлен в 1866 году на покой, теперь
располагается на территории Вышенского женского монастыря в Рязанской епархии
(См.: С. 46). С 1872 года он начал вести затворническую жизнь, перестал ходить
на общее богослужение, устроив в своей келье домашнюю церковь во имя Крещение
Господня. С этого времени Феофан Затворник к себе никого не принимает, кроме
настоятеля пустыни архимандрита Аркадия, духовника игумена Тихона и келейника
Евлампия (См.: С. 47). «Главная тема его творений – спасение в Христе» (С. 48).
«Труды святителя по христианской нравственности основываются на личном опыте
духовной жизни» (С. 49).
«Молитва есть первое дело
в нравственно-религиозной жизни. Корень этой жизни составляет
сознательно-свободное отношение к Богу» Эта основа на которой строится все
остальное подобно тому как во взаимном общении раскрываются наши нравственные
отношения к себе подобным и подвижничества, где раскрываются нравственные
отношения к самим себе. (С. 46). «…сосредоточение внимания в сердце есть
исходный пункт должной (правильной. –
А.А.) молитвы. Призывание Бога служит побуждением к добру, утверждением
добродетельных мыслей (См.: С. 85).
Отношение благодати к свободе.
«Верность свою благодати
или Господу человек свидетельствует тем, что ни в мыслях, ни в чувствах, ни в
делах, ни в словах ничего не допускает такого, что сознает противным Господу, и
напротив, никакого дела и начинания не пропускает, не исполнив его, коль скоро
осознает, что на то есть воля Божия, судя по течению его обстоятельств и по
указанию внутренних влечений…» (с.95.).
В установлении настроения
не утомлять сердце чрезмерной заботой, а положиться в разрешении своих дел на
Бога «чтобы сердце оставалось совершенно свободным». Тогда интеллектуальная
деятельность разума не принесет вред здоровью. В этом, по мнению Феофана
Затворника, заключается нравственный труд человека, который состоит в
сосредоточенности человека в деятельности разума и ограничении в области чувств
«чтобы сердце оставалось совершенно свободным. Тогда голова, сколько не
углубляйся, все перенесет без изнеможения» (См.: С. 128-129).
«Первый прием для
испытывающего злые влечения есть – не считать внушения своим, а всеянным, -
положить разделение между собой и этим всеянным и признав его чуждым, отнестись
к нему не как к своему детищу, а как вражескому порождению» (С. 164-165).
Любовь и закон.
«Любовь всем законам и
добродетелям…есть основа, следовательно, всякое действие, согласное с законом,
согласно и с любовию. Но любовь выше и шире закона. Есть действия любви, не
определяемые законом положительным, а они нимало не противозаконны; но
действия, определяемые законом и не исполняемые лицом подзаконным, суть
беззаконны и любви противны, хотя бы они клонились к благу кого-либо»
(например, оправдание виновного судьей. - А.А.)
(С. 185-186). Любовь является основой всем законам и добродетелям включая в
себя и дела гражданские. Дела противные закону гражданскому противны и закону
любви. Но понятия любви шире понятия закона, которое включает в себя ряд положений
«не определяемые законом положительным» (С. 185). (Из этого утверждения
следует, что гражданское право является составной частью закона любви, то, что
Владимир Соловьев назвал минимумом морали. –
А.А.)
Жизнь душевная и плотская
эгоистичны, а жизнь духовная требует самоотвержения в течение всей жизни
человека. (См.: С. 187).
Есть два пути действий:
деятельный - для мирян и созерцательный – для монашествующих. На практике они
взаимосвязаны и один без другого не бывают (См.: 260).
Все действия души
разделяются на три разряда: мыслей, желаний и чувств. (С. 273.)
«…мыслительная сторона
души вся есть образная» (С. 274).
Желание связано с волей,
в основе которой лежат дела приятного, полезного и нужного «в отсутствии
которых они становятся не активными» (С. 277).
С чувством связано
сердце, которое «есть корень и центр жизни, т.к. оно определяет хорошее и
плохое состояние человека, «возбуждает к деятельности прочие силы…» (С. 282).
Однако указание сердца
стоит подвергать строгой критике, поскольку в несовершенном человеке «кто не
очистится от страстей» и чувства несовершенные, руководствоваться которыми надо
осмотрительно (С. 283).
Удаление от зла состоит,
прежде всего, в удалении от злых мыслей
через принятие добрых (С332 - 334 ).
В состоянии
благодати…поведение становится правильным, совесть чувствительнее, слабости
представляются пороками, пороки – преступлениями» (С. 360-361).
Живущий в семье и
спасается семейными добродетелями. На семейную и гражданскую жизнь есть
заповеди связанные « с прогнанием всего страстного (греховного. – А.А.) (См.: С. 417).
Георгий (Тертышников), архим. Симфония по творениям святителя Феофана
Затворника Вышенского. В 2-ух кн. Кн.2. Рязань,
Изд. «Отчий дом», 2003. 496с. ISBN 5-901936-14-0.
«Молитва есть первое дело
в нравственно-религиозной жизни. Корень этой жизни составляет
сознательно-свободное отношение к Богу» на котором потом основывается все
остальное, подобно тому как во взаимном общении раскрываются наши нравственные
отношения к себе подобным и подвижничества, где раскрываются наши нравственные
отношение к самим себе. (С. 46).
«Как только обратился кто
от греха к добродетели, тотчас начнет ревновать (стремиться. – А.А.) к Богу» обращаясь с молитвой к
Нему (См.: С. 47).
«Всякому чину людей или
всякой степени приближения к Богу, - своя молитва и свои для нее правила» (нет
общего правила молитвы, для каждого он свой. – А.А.) (См.: С. 53).
Призывание имени Бога –
источника всякого добра изгоняет из сердца человека дурные мысли и побуждает к
добру (См.: С. 85).
К полному совершенству
ведет одна вера христианская, поскольку в ней одной содержится благодать (См.:
С. 99).
Речь об одном и том же предмете
может быть и грехом (осуждением) и не грехом (суждением), судя по чувству с
которым это произносится. (См.: С. 188).
В человеке падшем надо
различать то, что свойственно его природе, оттого, что ей не свойственно, хотя
оно тоже есть в человеке. (См.: С. 319).
Аскетизм направлен на то,
чтобы подавить «семена зла» и дать свободу подлинной человеческой природе (См.:
С. 319-320).
Надо различать явную
заповедь от того, что не определено заповедью, а оставлено нам на свободное
усмотрение, меру которого определяет благоразумие (См.: С 348).
Борьба с грехами
заключается в добрых мыслях и определенных правилах, к числу которых относятся:
пост, домашняя и церковная молитва, помогающие сосредоточению человека.
О заповедях Евангелия.
«Будьте – смиренны,
кротки, ко всем уважительны, не спорьте и не бранитесь, никого не осуждайте»
(С. 357).
Греховность зарождается с
мысли на согласие дурного дела, «это внутреннее дело» после которого
продумываются способы перед его исполнением (См.: С.369).
Для преодоление
греховности в себе надо применять принцип, контролирование сознание,
удерживание сознание на совершения зла. (См.: С. 369).
«Есть естественная
душевность и телесность, и есть неестественная» которая выражается в страстях.
Когда погашаются страсти очищается «душевно-телесность» и возвращается ей
«естественный чин» (одухотворение) при помощи Божией благодати и при наших
усилиях. (См.: С 371).
Курить или нет дело
безразличное (адиафора – зло но не
грех. - А.А.). Но когда курение
связывается обещанием, тогда оно вступает в нравственный порядок и становится
делом совести, исполнение которого представляется ей неправым делом (См.: С.
372).
Добрые и злые мысли в
основном рождаются от внешних впечатлений, чаще всего от добрых – добрые, а от
злых – злые, но бывает и наоборот. (См.: С. 408).
Грешное дело имеет
определенную цепочку, оно начинается с мысли, затем переходит в чувства и сочувствие,
после этого наступает соизволения, которое переходит в решение или избрание и наконец,
совершение самого дела. «С чувства и сочувствия начинается грешность по мере
соизволения. Где нет соизволения там нет греха» (См.: 418).
Отзыв Феофана Затворника о своих
книгах.
В «Письмах о христианской
жизни» и «Пути ко спасению» изображено довольно полное деятельное христианство.
Написаны они в 40 гг., когда Феофан Затворник преподавал нравственное
богословие в СПб.Д.А. по нравственному богословию. Потом были написаны «Письма
о духовной жизни», «Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни
христианской», «Мысли на каждый день года по церковным чтениям» (См. С. 436.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий