Опубликовано: Материалы VI Международной конференции. Т. 9.
Владимир, Владимирский государственный университет, 2014. С. 20-28.
20
С восстановлением власти большевиков
21 февраля 1920 г .
в Архангельске началось «победное шествие советской власти», началась расправа
с врагами революции. В мае 1920 г . на территории
Соловецкого монастыря
комиссией под
руководством чекиста М.С.
Кедрова создан первый
лагерь
принудительных работ для
заключения военнопленных Гражданской
вой-ны и лиц,
осужденных на принудительные работы
[3, л.88об.]. К
началу
1921
г. в губернии
действовало 5 лагерей:
Архангельский, Исакогорский,
Пертоминский, Соловецкий и Холмогорский
[9, л.88об.]. Со временем Со-ловецкий стал главным лагерем страны.
Соловецкий лагерь постановлением СНК
от 13 октября 1923 г .
пре-образован в Соловецкий лагерь особого назначения, с 1937 г . он стал Со-ловецкой
тюрьмой особого назначения. К 1926
г . на Соловках находилось
29 иерархов. Их тайная деятельность в
жесточайших условиях лагеря была
объединена в самостоятельный
церковный орган, известный под условным
названием «Собор
Соловецких епископов». Первыми
епископами «Собо-
21
ра»
на Соловках последовательно избирались:
архиепископ Приамурский
и
Благовещенский Евгений (Зернов),
архиепископ Иларион (Троицкий),
викарий Московский,
архиепископ Воронежский Петр
(Зверев). Судьба
каждого из них —
судьба мученика, жизнь свою положившего за Христа
[15].
К
началу 1930-х гг. в ГУЛАГе содержалось примерно 200 тысяч человек.
Перед войной —
около 1 миллиона. Всего за годы
существования
системы ГУЛАГ
через него прошли
15-18 миллионов человек.
Только в
СЛОНе
среднегодовая численность в 1928/29
финансовом году составила
21.900 человек, а к 1 июня 1930 г . число заключенных
достигло 63.000 [5].
Опыт
СЛОНа использовался ОГПУ
при создании других
лагерей, первая
группа которых появляется в 1929 г . на севере страны в
бассейне рек Печора, Воркута, Ухта. 5 августа 1929 г . было создано
управление Северных лагерей особого назначения
ОГПУ в г.
Сольвычегодске. В это
Управление
входили: Севитлаг, Котласский,
Усть-Вымский, Пинюгинский, Сыктывкар-ский
лагеря с общей
численностью заключенных 33.511
человек [14, с.
269-319].
В
3-томной Книге памяти
«Поморский мемориал» содержатся
данные о 15.800
репрессированных жителях области
[13]. Биографический
справочник «За веру Христову» сообщает
о свыше 3.160 жителях Архангельской области (Северного края) —
священнослужителях и мирянах других
епархий, отбывавших наказание
на этой территории,
в том числе
на
Соловках [6].
В Северном крае отбывали наказания 53
архипастыря. Все архиереи,
возглавлявшие Архангельскую кафедру с
1917 по 1939 гг. были также ре-прессированы.
Расстреляны архиепископ Софроний
(Арефьев), епископ
Иларион (Бельский),
епископ Аполлос (Ржаницын),
архиепископ Никон
(Пурлевский), епископ Василий
(Дохтуров). Архиепископ Павел (Павловский), архиепископ Антоний (Быстров),
епископ Николай (Караулов), епи-
22
скоп Варсонофий (Вихвелин),
архиепископ Никифор (Никольский) погибли в тюрьмах, лагерях и ссылках.
* * *
В
своих воспоминаниях протоиерей
Виктор Шиповальников1
вспоминал: «В начале 20-х гг.
Архангельск превратился в сплошной ссыльный
город. Сначала была устроена вольная
ссылка. Прибывал поезд со ссыльными
людьми, их выгружали,
и они шли
куда глаза глядят,
но никто их
принять не имел права. А куда им
деваться, где жить?..».
Протоиерей Виктор
Шиповальников (1915-2007) с
детства прислуживал в
храме Мартина Исповедника,
затем в небольшой
деревянной
церкви Иоанна
Рыльского в Соломбале
— корабельной слободе
Архан-гельска. «Там были удивительные службы — это мне запомнилось с
детства. У нас в ссылке были такие знаменитые иерархи, как Серафим (Чичагов,
1922-1923), Иларион
(Троицкий, 1922-1923), Лука
(Войно-Ясенецкий,
1931-1933) и много еще, но этих я
особенно запомнил, потому что я у них
с посохом стоял. Они имели право
служить, но не все, остальные с ограни-чениями. Часто бывала такая вот картина:
служит священник с диаконом, а
в алтарь войдешь — по
всему алтарю вдоль стен стоят архиереи в облаче-ниях. Они служить не могут, но
стоят в облачении, потом все причащаются.
Это зрелище необычное,
когда видишь в
алтаре такое духовенство
в облачении. Все время служил Серафим (Чичагов)" [2, с. 9-10].
* * *
Правящий архиерей, епископ Антоний (Быстров, 1921-1931), с первых
дней пребывания на
Архангельской кафедре немало
заботился о заключенном и ссыльном духовенстве. Им был
организован сбор средств и
посылок для репрессированных
священно-церковнослужителях.
В
1921-1923 гг. в
Архангельске отбывал ссылку
епископ Иларион
(Троицкий)2. Дом, в котором поселился
владыка, находился почти в центре
Архангельска, хозяева выделили ему
большую комнату с выходящими на
23
солнечную сторону окнами [4, с.408].
Рядом жил на поселении митрополит
Серафим (Чичагов). «Со здешним
епископом, — писал владыка Иларион,
—
у нас добрые
отношения. Часто у
него бываю (две
минуты ходу), де-лимся новостями, кто какие узнал. Служил я
за три месяца всего пять раз»
[4, с.415].
27 декабря 1922 г . за сопротивление обновленческому расколу
вла-дыка Антоний был осужден на три года ссылки в Нарымский край. В
нача-ле 1926 г .
он возвратился в свою епархию и сразу же принялся за продол-жение того благого
дела, которое было прервано ссылкой. Для заключен-ных в церквях
вновь начинают собирать деньги, одежду, продукты питания. Дом владыки стал тем местом, где
прибывавшее в ссылку духовенство
могло получить эту помощь. Отсюда же,
из квартиры епископа, в концла-геря регулярно отправлялись посылки, письма,
денежные переводы.
7 октября 1926 г . владыку Антония
арестовали [10, л.7]. Обвинили в
том, что «...он по возвращении из
ссылки возглавил контрреволюционную
группу архангельского духовенства
и мирян, стоящую
на платформе неповиновения советской власти, о чем она
декларировала в своем письме
митрополиту Петру Крутицкому,
отказался от лояльного отношения к советской власти и стал на путь борьбы с нею. Принимал участие в
организации и помощи материальной и
моральной ссыльным и заключенным,
отбывающим наказание на Соловках и
непосредственно в получении и рас-пространении провокационных сведений, могущих
возбудить недоверие к
власти…» [10, л.14-15].
Через некоторое время епископа
Антония освободили из тюрьмы,
заменив арест на подписку «о неот
лучке с места жительства». В пост а-новлении было указано, что владыка
«благодаря его преклонного во з-раста, не
может уклониться от следствия и
суда» [10, л.78]. 4 февраля
Антония (Быстрова) решение: дело
прекратить.
24
На некоторое время владыку оставили в
покое. Он радовался, что
мог
чем-то облегчить участь
обездоленных. В конце
1929 г. в
Архангельск прибыла большая
партия ссыльных, в
том числе с
Соловков.
Среди
них были епископы
Тихон (Шарапов), Иннокентий
(Тихонов),
Аверкий (Кедров),
много иеромонахов, священников.
В Воскресенской
церкви (к этому времени многие храмы
города были закрыты, некоторые
уже разрушены) по распоряжению
архипастыря на клирос были определе-ны ссыльные иеромонахи и
священники. Таким образом, они были введ е-ны в причет храма, и помощь им была
легальной . В церквях возобновились
сборы денег, продуктов
для заключенных и
ссыльного духовенства
[11, л.135].
В день праздника Введения Пресвятой
Богородицы во храм, 4 декабря 1930
г ., в сторожке Воскресенской церкви состоялось
чаепитие. Вместе
с
владыкой Антонием праздничную трапезу
разделили ссыльные еписко-пы Иннокентий (Тихонов), Тихон (Шарапов), клир
церкви, все, кто был на
богослужении
[11, л.57]. Это стало поводом возбуждения уголовного дела
против архиепископа
Антония, клира Воскресенской
церкви, ссыльного
духовенства
и прихожан храма. Всего по делу привлекли 26 че ловек. Вла-дыка умер в
Архангельской тюрьме 16 июля 1931
г . [11, л.140].
* * *
Издание
«Декларации» митрополита Сергия 29 июля 1927 г . внесло в
церковную жизнь
разделения. Указывая на
превышение Заместителем
Патриаршего
Местоблюстителя канонических полномочий, иерархи выра-зили глубокое
сожаление об избрании
такого направления, при
котором
«начало
духовное и Божественное в домостроительстве церковном всецело
подчиняется
началу мирскому и земному». Начались гонения не только со
стороны
советской власти, но и со стороны митрополита Сергия и его Си-нода [16, с.216].
25
В июне
1933 г. в
Архангельск был сослан
архиепископ Серафим
(Самойлович)4.
Несколько раньше по этапу в Усть-Цыльму был доставлен
в
Архангельск епископ Виктор (Островидов)5. В 1933-1934, 1835-1936 гг. в городе
находился и ссыльный владыка Дамаскин (Цедрик)6. 17 января 1935 г . из Кимр был выслан в
Архангельск владыка Парфений (Брянских)7.
17 декабря
1933 г. архиепископ
Серафим написал «Деяние»
(или
«Послание»), в
котором объявляет митрополита
Сергия «лишенным молитвенного общения со всеми православными
епископами Русской Церкви
и
запрещенным в священнослужении за свою антиканоническую деятельность» [8,
с.155-158].
Для
утверждения этого «Деяния» в Архангельске состоялся «Малый
Катакомбный Собор»,
или совещание, решения
которого должны были
стать
основой для всех ссыльных епископов и духовенства.
* * *
Если в 1922-1927
гг. религиозная жизнь была
незаконной, то после
легализации границы
ее были сужены
до такого уровня,
что церковная
жизнь в
пределах легальности стала
невозможна, она вышла
за пределы
легальности,
ушла в подполье. Церковное подполье было массовым —
по-всеместно возникали тайные
(катакомбные) общины и
монастыри. Под-польная жизнь
оказалась главным и
естественным способом сохранения
Церкви
[1, с.99].
С 1939
года Архангельская кафедра
осталась без управления.
То-тальным разгромом «церковников»
в Архангельской области
стало «рас-крытие» 1940-1941
гг. «контрреволюционной монархической
церковной
организации»
схиепископа Петра (Федосихина) [12] и «антисоветской цер-ковной организации» в
Котласе в 1942 г .
[7].
Хотя
к началу 1940-х гг. Церковь почти полностью была уничтоже-на, духовно она
оказалась не сломлена, ибо, по слову митрополита Петро-
26
градского
Иосифа (Петровых), «смерть мучеников за Церковь есть победа
над
насилием, а не поражение» [17, с.405].
Примечания
1.
Шиповальников Виктор Георгиевич (1915-2007), митрофорный протоиерей.
2.
Решением коллегии ГПУ от 22 июня 1922
г . епископа Илариона (Троицкого) выслали в Архангельскую
губернию сроком на 1 год по 7 июня 1923 г . 4 июля владыка
вместе с этапом заключенных прибыл в Архангельск, 10 июля освобожден из тюрьмы.
3.
Архиепископ Антоний арестован 23 января 1931 г . 16 июля 1931 г . врач
тюремной больницы
констатировал наступление смерти.
Факт смерти
«Быстрова Николая
Михайловича зарегистрирован по
книгам городского
ЗАГСа
под № 1279 от 16 июля 1931 г .».
4.
17 мая 1929 г . осужден Особым
совещанием при Коллегии ОГПУ СССР
по
указанной статье и приговорѐн к 3 годам заключения в
Соловецком лагере. Осенью 1931
г . переведен на материк (командировка «Новая биржа»).
В
марте 1932 г .
отправлен в Коми-Зырянскую область. В 1933 г . осужден к
3
годам ссылки, которую отбывал в Архангельске. В мае 1934 г . арестован
по обвинению
в создании новой
«контрреволюционной
организации сторонников истинно-православной церкви»,
приговорен к 5
годам лагерей.
Заключение
отбывал в Сусловском отделении «Сиблага». Расстрелян 4 ноября 1937 г . в лагере в
Мариинском районе Кемеровской области.
5.
13 декабря 1932 г . был арестован в
ссылке, этапирован в Сыктывкар. 10
мая
1933 г .
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ за «участие в контрре-волюционной
организации» приговорило владыку к трем
годам ссылки в
Северный
край. Владыка этапом был отправлен в Усть-Цильмский район,
в
село Нерицу. Здесь он простудился, заболел воспалением легких. Скончался 2 мая 1934 г . Похоронен на
кладбище в с. Нерица.
6.
28 мая 1930 г .
был осужден Коллегией ОГПУ по Западной обл. на 10 лет
ИТЛ.
Наказание отбывал в Соловецком лагере на Анзерском острове, ос-
27
вобожден по инвалидности в конце
ноября 1933 г .
В начале 1934 г .
прибыл
в Херсон. 15 февраля 1935 г . особым совещанием
при НКВД СССР приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. 3 марта 1936 г . был арестован в
Архангельске по обвинению
в том, что
«нелегально возглавил «Вятскую епархию православной
церкви» викторианской ориентации,
нелегально руководил таковой через контрреволюционную группу церковников,
давая им указания контрреволюционного характера».
Проходил по групповому делу «дело епископа Дамаскина
(Цедрика) 1936 г .».
7.
В ночь на 2 ноября 1934 г .
арестован. 17 января 1935 г .
приговорен к 5 годам ссылки в Северный край по ст. 58-10 УК РСФСР за то, что
«вел антисоветскую агитацию, устраивал на своей квартире тайные богослужения».
Прожил 2 года в Архангельске, где продолжал тайно совершать богослужения на
дому и проповедовать. 4 августа 1937
г ., будучи в ссылке, арестован по обвинению в
организации «контрреволюционной группы из числа
церковников и ссыльного
духовенства». 15 октября
тройкой при УНКВД по
Архангельской области приговорен к расстрелу. Расстрелян 22 ноября 1937 г . в Архангельске.
Литература
1. Беглов А.Л. В поисках «безгрешных катакомб» : Церковное подполье в
СССР. — М. : Издат. совет
Рус. Православ. Церкви, 2008.
Бородкин Л.
ГУЛаг: экономика принудительного труда.
http://echo.msk.ru/programs/staliname/546702-echo/#element-text
2. Виктор Шиповальников, прот. Ссыльный город... Об Архангельске
на-чала 20-х годов // Сийский хронограф, №7-8, 2006.
3. ГААО. Ф.352. Оп.1. Д.135.
4. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники
благочестия Русской
Православной Церкви ХХ века: жизнеописания и ма-териалы к ним. Кн. 4. Тверь:
Булат.
28
5. Джекобсон М., Смирнов М. Система мест заключения в РСФСР и СССР.
1917-1930 гг. Система
исправительно-трудовых лагерей в СССР. Справоч-ник. Москва, 1998.
6. За
веру Христову: Духовенство,
монашествующие и миряне
Русской
Православной Церкви,
репрессированные в Северном
крае (1918-1952):
Биографический справочник
/ [Сост. С.В.
Суворова]; Архангельская и
Холмогорская епархия. –
Архангельск: Православ. издат. центр. 2006.
7. Курляндский И.
О мнимом повороте
Сталина к Православной
Церкви
http://www.pravmir.ru/o-mnimom-povorote-stalina-k-pravoslavnoj-cerkvi/
8. Мазырин А., иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной
Церкви в 1920-1930-х гг. 2006.
9. Мишин В.А. Принудительный труд заключенных на советском Севере //
Поморская энциклопедия. Т.1.
Архангельск, 2001.
10. ОРАФ РУ ФСБ по
Архангельской области. – Д. П-3021.
11. ОРАФ РУ ФСБ по
Архангельской области. – Д. П-11397.
12. ОРАФ РУ ФСБ по
Архангельской области. – Д. П-12580.
13. Поморский мемориал:
Книга памяти жертв
политических репрессий /
Редкол.: Шперлинг Ю.М. (отв.
ред.) и др.; Ред.-сост.: Белов В.Т., Корытова
О.И., Цыварев
В.С. / Прокуратура
Архангел. обл. –
Архангельск: Изд-во
Помор. гос. ун-та. Т.1-3.
1999-2001.
14. Рассказов Л. Роль ГУЛАГа в предвоенных пятилетках. Экономическая
история: Ежегодник. 2002. –
М.: Росспэн, 2003.
15. Русская Православная
Церковь ХХ век. 20 мая 2006 года // Правосла-вие.ru
http://www.pravoslavie.ru/arhiv/5456.htm
16. Фирсов С.Л. Власть и огонь: Церковь и советское государство:
1918 –
нач. 1940-х гг.: очерки
истории». – М.: Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета,
2014.
17. «Я
иду только за
Христом…»: Митрополит Иосиф
(Петровых), 1930
год // Богословский сборник.
Вып. 9. М .,
2002.
Комментариев нет:
Отправить комментарий