четверг, 22 января 2015 г.

Абрамов А.В. Жизнь и учение «человека года»: к юбилею Феофана Затворника. // Вестник Российского философского общества 2014 № 4. С. 117-119.



ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ «ЧЕЛОВЕКА ГОДА»: К ЮБИЛЕЮ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА 
117
Феофан  Затворник (в  миру  Георгий  Васильевич  Говоров,  1815-1894) родился 10 января по старому стилю в священнической семье  в селе Чернавское Орловской губернии. Род семьи Говоровых восходит к началу XVII века. Его родоначальником  считается рязанец Осип Пав-лович Говоров, удостоенный дворянского звания за храброе сражение 1612 года с поляками и литовцами, запершимися в Московском Кремле (См.: Кочетова Н.С. Святитель Феофан Затворник и Вышенская пустынь // Российский научный журнал. 2008. №6 (7). С. 38). 
Он окончил Ливенское духовное училище, затем Орловскую духовную семинарию и наконец, Киевскую духовную академию. После получения базового духовного образование святитель Феофан, принял монашеский постриг в 1841 году, а затем и священный сан, после чего
преподавал в разных духовных учебных заведениях, пройдя путь от начальника Киево-Софийского духовного училища до ректора Санкт-Петербургской  духовной  академии.  Он  служил  в  Русской  Духовной Миссии в Иерусалиме, позднее был назначен настоятелем посольской церкви в Константинополе. С1859 года он был хиротонисан в епископа
Тамбовского и Шацкого, а с1863 переведен на Владимирскую кафедру, которую он возглавлял три года, до своего ухода в затвор, что послужило поводом для наименования ныне существующей Владимирской Свято-Феофановской Духовной семинарии в честь самого выдающегося ее архипастыря.  Цель его  затвора не ограничивалась личным духовным возрастанием, он сочетал молитву с общественным духовно-нравственным  служением людям посредством написания трудов по изъяснению Священного Писания и Отцов Церкви. Именно в затворе в Вышенском монастыре  Тамбовской (в  настоящее  время  Рязанской) епархии  им  была


118
написана большая часть его произведений и писем. Все творения святителя Феофана  его биографы разделяют на три части: нравоучительные, истолковательные и переводные. К числу наиболее значительных нравоучительных произведений святителя относятся «Начертание христианского нравоучения» и «Путь ко спасению».  «Начертание христианского нравоучения» представляют собой материал лекций прочитанных автором студентам Санкт-петербургской духовной академии по нравственному богословию», а затем переработанную и изданную отдельной книгой, название которой впоследствии было выбито на памятнике
Феофану Затворнику над местом его погребения. Сам святитель считал, что главным его трудом является«Путь ко спасению», который содержит в себе основу всех его других  работ (Феофан Затворник, свт. Собр. Писем: В 5 т. Т. 2. Укоренение в духовной
жизни.  М., 2012. С. 32).
Именно эта работа стала объектом критики со стороны Н.А. Бердяева, который свое понимание духовности и творчества, противопоставлял русскому аскетизму. Он считал, что учение Феофана Затворника представляет собою своего рода  закостенелую форму монофизитства, основанную на посюсторонних ценностях, которым сопутствуют  страх
и подчинение, где нет свободы (Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. С. 560-561).
 На наш взгляд это связано с недопониманием Бердяевым самого традиционного восприятия феномена аскетизма в русской патристике, его общинного характера. В  его осмыслении он не учитывал, что за внешней, материальной формой, с которой имеет дело подвижник, стоит глубокое духовное содержание. 
К истолковательным (экзегетическим) его произведениям относятся толкования на все послания апостола Павла. К Четвероевангелию он написал не толкование, а  изложил последовательность событий в нем в хронологическом  порядке,  поскольку  считал,  что "на  Евангелия  не толкование  надобно писать, а размышления, чтобы каждое слово и
каждое  движение  Господа  было  торжественным  свидетельством  Его Божества" (Бобров А., прот. (сост.). Мудрые советы святителя Феофана из Вышенского Затвора: С прил. Симфонии по письмам святителя. М., 2008. С. 688). К числу самых значительных переводных трудов святителя Феофана относится Добротолюбие в пяти томах, на русском языке. Над ним
он  трудился  в  течение 15 лет,  продолжая  работу  даже  тогда,  когда
ослеп на один глаз. В полном затворе святитель Феофан провел последние 22 года своей жизни. Но, даже не видя людей, он не был чужд любви к ближним отвечая на многочисленные вопросы, которые ему присылали  со  всех  уголков  страны.  Не  редко  он  получал  от 20 до 40 писем в день, многим из своих корреспондентов святитель оказывал
материальную помощь из своей пенсии, а кому-то посылал бесплатно свои книги. Впоследствии после  его преставления  были опубликованы часть писем, которые удалось найти написанные  в 8 выпусках, соста-


119
вившие 4 книги.  Письменные  труды  епископ  Феофан  чередовал  с другими видами занятий, писал иконы и занимался токарным мастерством, переплетом книг, изучал анатомию, интересовался астрономией, рассматривая звезды в лунные ночи через телескоп. Он считал, 
что  через  рассматриваемый  видимый  мир,  человек  лучше  познает
невидимый, прославляет Творца создавшего его, ставя в этом в пример своего любимого церковного писателя святителя Тихона Задонского написавшего на эту тему книгу«Сокровище духовное от мира собираемое». Здесь также можно отчасти сопоставить данный интерес святителя Феофана с интересом к астрономии и нравственности Канта,  выразившимся  впоследствии  в  афоризм,  который  гласит: «Лишь две вещи поражают меня: звездное небо надо мною и нравственный закон внутри меня». 
Феофан Затворник собрал одну из самых больших частных библиотек дореволюционной России, большая часть которой не сохранилась,  лишь осталась в описях сделанных после его кончины. Так как интересы его были разносторонние, то и содержание книг было различным, 
кроме богословских книг и журналов, там были и книги по философии и атласы по анатомии, и многое другое. Из тех  книг и  черновых рукописей, что удалось сохранить, а также предметы из быта святителя, находятся  теперь в музеи на месте его  подвижнической жизни. 
В 1988 году Русская Православная Церковь причислила святителя Феофана Затворника как подвижника веры и благочестия к лику святых, многое для этого было сделано архимандритом Георгием (Тертышниковым), посвятившего всю жизнь исследованию трудов святителя Феофана и собравшему материалы для его канонизации. На наш взгляд, можно согласиться с мнением данного исследователя, который отмечал, что в своем богословском учении Феофана Затворник преодолевает схоластический формализм свойственный богословию духовных
школ и поэтому его труды носят жизненный характер (См.: Георгий (Тертышников), архим. Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана(Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни// Богословские труды. 1992. Сб. 31. С. 53). 
Развивая эту мысль надо добавить, что именно поэтому они были и остаются востребованными как среди простого народа, для которого в основном писал святитель, так и для ищущей духовно-нравственного назидания интеллигенции. В2015 году к 200-летнему юбилею Феофана Затворника планируется впервые издать полное собрание его сочинений, куда войдут архивные материалы ранее не опубликованных трудов
и  комментарии  ко  всем  его  текстам.  В  связи  с  юбилейной  датой 2015 год объявлен в РПЦ годом Святителя Феофана Затворника.
Абрамов  А.В.,  аспирант  Владимирского  госуниверситета,  член
РФО(Владимир)


Комментариев нет:

Отправить комментарий