аннотация: В данном конспекте акцент был сделан на нравственных аспектах в эпистолярном наследии святителя Феофана Затворника, поскольку это требовалось для написания кандидатской диссертации по этике.
Феофан Затворник, свт. Собр. писем в 5-ти т. Т. 1. Письма к мирянам. Наставления о молитве и благочестии. М.: Правило веры, 2012. 480 с. ISBN 978-5-94759-139-2.
Феофан Затворник, свт. Собр. писем в 5-ти т. Т. 1. Письма к мирянам. Наставления о молитве и благочестии. М.: Правило веры, 2012. 480 с. ISBN 978-5-94759-139-2.
«Христианство, – пишет Феофан Затворник в одном из
своих писем, - не учение, а жизнь. И самое учение его входит в жизнь, как
определенный образ, воззрение на все сущее и бывающее». (С. 29). Молиться о
живых и умерших, есть по Феофану Затворнику «долг любви братской» (С. 62).
Все доброе созидается в нас,- по
словам святителя Феофана,- взаимодействие свободы и благодати…Человек сам собою
ничего не созиждет в себе доброго, если не придет благодать; и благодать не
дает ничего человеку, если сам человек не трудится» (С. 79).
Субстракт (т.е. основание. – А.А.)
всех сил – душа мира. Бог, создав сию душу невещественную, вложил в нее идеи
всех тварей, и она инстинктивно, как говорится, выделывает их, по мановению и
возбуждению Божию» (С. 186). По этому вопросу читал в Киевской духовной
академии, курс лекций Петр Семенович Авсенев, в монашестве архимандрит Феофан.
Подробно данная точка зрения раскрывается у Шуберта, в его работе «История
души» (См.: С. 188). Во время второго пришествия «Добро восторжествует, но зло
не превратиться в добро и примет должное воздаяние» (С. 199).
По поводу нераскаявшихся грешников он
пишет, что «В рай злых принять нельзя, а измениться они не хотят. Остается или переделать их
творчески, или уничтожить», но поскольку их переделать уже нельзя, остается их
только уничтожить. Однако «дарования Божии несокрушимы. Не умеет Он уничтожать»
(с. 200). Иными словами для таких людей остается вечность мучений.
Любая наука, в том числе и
богословская по учению Феофана Затворника является душевного свойства, поэтому
она находится зачастую «не в ладах» с молитвой, т.е. с жизнью духовною (См.: С.
216).
Необходимой заботе святитель Феофан
противопоставлял многозаботливость, которая грешна тем, что пытается устроить
все в своей жизни без Бога и «житейские блага» почитает главной целью своей
настоящей жизни, не «простирая помышлений о будущей жизни» (См. : С. 228).
Чистая совесть дается благодать
Богообщения, пока человек не очистит ее он этого не достигнет (См.: С. 343).
По Феофану Затворнику нужно здесь
следовать святоотеческому предписанию:
«руки за работой, ум же и сердце с Богом» (с.362). Святитель Феофан
отмечает, что предания о том, что у Игнатия Богоносца имя Иисуса Христа
оказалось написанным в сердце древнейшие сказания не упоминают, также как об
этом не упоминается в церковной службе святого Игнатия. Не вставил в текст
жизнеописания святого и свт. Димитрий Ростовский, лишь в конце добавил, о том,
что есть некоторые повествования об
этом. Так он обычно поступает, когда достоверность каких-либо сказаний
сознается им не вполне обоснованными. (См.: 252-253.)
«Чтение молитв, стояние на молитве и
поклоны составляют молитвенное положение; а молитва собственно идет из сердца.
Когда этой нет – никакой нет» (С. 317).
Добрые дела свои не следует
запоминать, поскольку они как дыхание
является естественным свойством нашей природе. Другое дело, что нужно
помнить что-либо недоброе нас, чтобы поскорее исправиться. (См.: С. 141.)
В
жизни человека по трихотомическому учению Феофана Затворника необходимо
различать: 1. дела видимо совершаемые,
2. чувства и расположения, что
невидимо в сердце лежащие и составляющие его строй, и
3. «дух жизни», что является наиболее
главным из них (См.: С. 326-327).
Большое значение в духовной жизни
Феофан Затворник придавал учению о «чистой совести». Поскольку в этом он видел залог молитвенного Богообщения. «С
Богом же, - писал, он, - в общение ничто нечистое прийти не может» (С. 343).
«Смирение, да терпение – великие
добродетели» (С. 349).
«Чувство мужчины к женщине и женщины
к мужчине – естественно. Но его всегда можно держать в пределах таких, в
которых оно не будет колебать добрых
решений воли» (С. 371).
«Чувствами не всегда можно владеть,
но пожелание в нашей власти» (С.407).
Радость есть чувство внутреннее, и
она формируется из всего строя нравственно-религиозного (См.: С. 411).
«Ищите во всем назидание, - писал
святитель Феофан со ссылкой на св. Тихона Задонского, - и обратите все
окружающее вас в книгу и читаете ее глазами» (С. 457).
Феофан Затворник, свт. Собр. Писем в 5-ти т. Т. 2. Укоренение в духовной жизни. М.: Правило веры, 2012. 480 с. ISBN 978-5-94759-140-8.
Дурной предмет вызывает
соответствующие чувства, от которых рождается позыв и влечение, но все это еще
не является грехом, если нет на то согласие. Если же оно появилось, то
придумываются способы, время и место, где его можно осуществить. (См.: С.
14-15).
«Читать для знания - одно дело, а
читать для назидания – другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а, как
только, что из читаемого падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь
углубить сию мысль» (С. 29).
Феофан Затворник очень высоко
оценивал труды Тихона Задонского. По его
мнению, никакая книга не может сравниться с его книгами. (См.: С. 30.)
О своей книге «Путь ко спасению» он
отмечал, что «Тут все, что мною писалось, пишется и будет писаться» (С. 32). Ее
конспект был пересмотрен и одобрен Игнатием Брянчаниновым в 46-47 годы XIX века (См.: С. 32). «Истина Божия о
жизни пребывает во всех верах и у всех народов» (С. 82).
«В советах сам Бог говорит…А что Бог
говорит известно из укоров» совести (С. 256).
Феофан Затворник отмечает, что есть
два пути. Путь деятельный и путь созерцательный. «Первый – для христиан
житейских, второй – для оставивших все житейское. В действии ни первый не
бывает без второго, ни второй без первого» (С. 270).
«Смирение – корень всего добра, ибо
все доброе от Бога; а он гордым противится, смиренным дает благодать» (С. 354).
У Игнатия Брянчанинова он находил
только «Слово о смерти» и Прибавления к нему» содержащее неправое учение в
учении о телесности души и ангелов (См.: С. 337).
Святитель Феофан считал, что у
животных также как у человека есть душа, но «животная», то есть смертная (См.:
С. 366.). В человеке есть схожие элементы, не только с животными, но и с
растениями (См.: С. 367.)
В человеке Святитель Феофан различал
душу и дух. Дух содержит в себе чувство Божества, к которым он относил совесть и чувства ничем
неудовлетворимости. Душа же есть низшая часть духа, назначенная на ведение
земной жизни. Душа человека сочетаясь с духом, возвышается над душою животного.
(См.: С. 367).
Иметь «чистую совесть» по отношению
вещам значит не злоупотреблять ими и
пользоваться ими разумно, храня их сколько можно дольше (См.: С. 410).
Феофан Затворник, свт. Собр. Писем в 5-ти т. Т.3. Конкретное духовное руководство. О
молитве особо. Духовникам и благочинным монастырей, протоиереям. М.: Правило
веры, 2012. 480с. ISBN 978-5-94759-141-5.
«…чем обеспокоеваема бывает совесть,
все то тотчас надобно оставить» (С. 191).
«…надо так вести дела свои, чтобы
совесть ни в чем не осуждала, и, если осуждает, надо тотчас умиротворить ее
покаянием» (С. 197).
Святитель Феофан призывает
воодушевляться верою «предав всего себя Господу». (См.: С. 215). На вопрос
одного из своих корреспондентов читать ли
писания Игнатия Брянчанинова, он ответил, читайте, кроме его статьи о
смерти, «где он говорит, что душа и ангел
телесны…» (С. 222). Эти листы он советует вырвать из книги. (См.: С. 222-223). Сам Святитель Феофан
полагал, что «душа и ангел – духовны по естеству, но облечены тонким эфирным телом…»
(С. 223). Контраргументом против телесности души он выдвигал такой: «если душа
– тело, то зачем нам воздерживаться от телесного?» (C. 243). Тогда можно по евангельскому
слову есть, пить и веселиться (Лк. 12. 19). (См.: С. 243).
По учению Феофана Затворника «учитель
всякому добру» есть один Господь. (См.: С. 423).
По Феофану Затворнику «всякое
действие, согласное с законом, согласно и с любовию, и всякая оценка действия,
сообразная с законом или правосудная, сообразная и с любовию. Но любовь выше и
шире закона. (С. 450) Есть действия любви, не определяемые законом
положительным, а они нимало не противозаконны; но действия, определяемые
законом и не исполняемые лицом подзаконным, суть беззаконны и любви противны,
хотя бы они и клонились к благу кого-либо». (С. 451).
Феофан Затворник, свт. Собр. писем в 5-ти т. Т. 4. Окормление семьи. О христианской жизни. М.: Правило веры, 2012.
544 с. ISBN 978-5-94759-142-2.
Совесть должна быть чистой и руководствоваться
евангельским учением.
«Совесть да будет чиста всегда. Но
совесть надо просветить словом Божиим, а то она часто беспокоит, за что не
следует вступаться» (С. 10). – «Кто в
семье живет тому и спасение от семейных добродетелей» (С. 12).
Житейские дела по учению Святителя
Феофана «могут быть почти всегда обращены в дела любви…» (С. 164).
К спасению Феофан Затворник призывал
воодушевлять веру (См.: С. 242.)
Также он советовал избегать суеты и
«многозаботливости» (См.: С 369).
«Курить или не курить – есть дело
безразличное, по крайней мере наша общая совесть считает это таким. Но когда
курение связывается обещанием, тогда оно вступает в нравственный порядок и
становится делом совести, неисполнение которого не может не мутить (тревожить.– А.А.) ее» (С. 376).
Интересно суждение Феофана Затворника
по поводу смерти. Он считал, что «по умершим не траур надо надевать, а
праздничные наряды, и не заунывные петь песни, а служить благодарственный
молебен». (С. 382).
«Письма о христианской жизни» были
изданы сначала в четырех выпусках, в четырех книгах, позднее они были изданы
уже в виде двух отдельных трудов первый второй выпуски составили собственно
«Письма о христианской жизни», а третий и четвертые тома составили «Начертание
христианского нравоучения» с некоторыми добавлениями. (См.: С. 399-400).
В книге Тихона Задонского «Сокровище
духовное от мира собираемое» содержится по мнению святителя Феофана большое
количество духовной мудрости. (См.: С. 401).
По убеждению Феофана Затворника человека
«многоученая речь, скорее затемняет, чем просветляет» (С. 408).
«Надежда на Господа Спасителя, не
уничтожая страха смерти, уничтожает его болезненность, растворяя отрезвляющее
его действие на душу, преданность в волю Божию» (С. 411-412). Феофан Затворник
призывал «возбуждать» свою веру и надежду (См.: С. 415). А их нельзя иметь
крепкими без дел и трудов по делу спасения (См.: С. 416). Таким образом,
христианская вера и надежда должны быть не только созерцательными, но и деятельными.
Феофан Затворник, свт. Собр. Писем в 5-ти т. Т 5. О церковной жизни. Об издании своих
трудов. Тематический указатель. М.:
Правило веры 2012.
ISBN 978-5-94759-143-9.
«Откуда зло в мире? – Не от Бога; но
Богом попущено; потому что цель, для которой мир создан, и со злом может быть
достигнута, как и без зла. Источник же зла – в свободе, не хотевшей покориться
воле Божией» (С. 49-50). Феофан
Затворник различал в человеке дух и душу. Душа у человека считал он такая же как и у животных. Она
«получается естественным путем от родителей, как души всех животных – из земли,
из некоей мировой души сначала, а потом естественным путем». (С. 50).
«Вера не всезнание, а лишь верное
знание и обладание тем, что необходимо для спасения. Прочая мудрость бывает ли
при ней или не бывает – дело безразличное» (С. 51).
«Грех смертный» – это такой грех,
«который душу убивает, лишая благодати» (С. 64).
«Надежду и веру нельзя иметь крепкими
без дел и трудов по делу спасения» (С. 122).
Интересно высказывание святителя
Феофана датированное в его письмах 1882
годом о том, как у него зародилась мысль взять книгу Пашкова «Путь ко спасению»
и переписать ее согласно православному вероучению, таким образом
противодействуя ему в распространении еретического вероучения (См.: С.
315-316).
Книгу «Невидимую брань» Феофан
Затворник не переводил, пересказывал своими словами (См: С. 347).
Выбирать имена ребенку Святитель
Феофан советовал или по Святцам, кто в какой день родился, или какое выпадает
на назначенный день крещения. Или в промежутке между рождением и крещением и в
три ближайших дня после крещения (См.: С. 417).
Вся книга Феофана Затворника «Душа и
ангел не тело, а дух» направлена к доказательству того, что «естество души и
ангела не может быть вещественно». Но иное дело естество, а иное – образ бытия.
Тем, кто не хочет принимать душу без оболочки, тот пусть допускает тонкую
эфирную оболочку ее, не рассматривая таковой самого естества души, которое
должно быть духовно. (См.: С. 449)
Хлопотать о месте похорон не имеет
никакого значения (См.: С. 507).
По учению Феофана Затворника сущность
веры сокровенна и ее действия в нас до конца непостижимы одним только разумом. Об
этом он пишет следующее «Сущность веры нашей сокровенна, и по причине
непостижимости ее, и по причине сокровенности ее действия в нас». (С. 535)
Комментариев нет:
Отправить комментарий