среда, 29 января 2014 г.

Общие идеи в творчестве Ф.М. Достоевского и житиях святых

В житии Преподобного Зосимы епископа Вавилонского, (в Египте) в изложении Димитрия митрополита Ростовского приводится рассказ об одном разбойнике. Который раскаялся в совершенном преступлении,- убийстве ребенка и просил святого Зосиму постричь его в монашество, чтобы «остаток дней своих провести в плаче и сердечном сокрушении о бесчисленных  своих злодеяниях». Раскаявшийся разбойник девять лет провел в иночестве «и всё же, не смотря на постоянные подвиги и труды» не находил себе покоя ни на один час, он говорит «даже когда я иду, и тогда я вижу пред собою дитя, говорящее мне всегда одно и тоже: "за что ты убил меня?"Вот я и решил, отче, идти туда, где я совершил свои разбои (в палестинскийгород, Диосполь. – А.А.), чтобы меня схватили и предали суду. Мне необходимо умереть за безрассудное убиение того дитяти». 

Переменив свои одежды на мирские, инок тот ушел в мир, где  и принял казнь, через усечение мечем. «Так отошел он к Господу Богу, омыв своею кровью, грехи свои» – заключает это повествование Димитрий Ростовский. Ф.М.Достоевскийв романе «Преступление и наказание» в лице своего героя Раскольникова, развивает идею страдания за содеянное преступления, по его мнению, только понеся заслуженное наказание, преступник сможет обрести душевный покой. Никакие доводы ума, не в состоянии доставить человеку желанной цели, в обретении счастья, если они не согласуются с его внутренним чувством (голосом совести).


Свое преступление (убийство старухи-чиновницы) герой романа Раскольников пытается оправдать тем, что одно крошечное преступление убийство « злой, больной, ни кому не нужной, вредной старушки» жизнь которой «не более жизни вши, таракана»,могут спасти «тысячи жизней от гниения и разложения». Он ставит вопрос « не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»[1] 

В конце романа этот вопрос разрешается отрицательно. Ценность жизни, ее права, одна из главных моральных ценностей каждого человека, ее нельзя отнять, какой бы бессмысленной она не казалась людям «необыкновенным». Которые  считают, что у них есть право « в исключительных случаях разрешить своей совести перешагнуть через иные препятствия (лишениечеловека жизни. – А.А.), для достижения спасительной цели для всего человечества».[2]


Свою главную мысль, связанную со страданием Ф. М. Достоевский  в романе « Преступление и наказание» заканчивает так: «тревога беспредметная и бесцельная  в настоящем, а в будущем одна беспрерывная жертва, которою ничего не приобреталось, вот что предстояло ему (Раскольникову, который был присужден к каторжным работам в Сибирь  сроком на восемь лет. - А.А.) на свете.»[3]


Интересно отметить влияние житий святых (см., например житие святой блаженной Ксении Петербургской) на эпизод  в романеДостоевского «Преступление и наказание» связанный с покаянием Раскольникова, выраженное в поклонении земли на все четыре стороны[4].

По учению Шпидлика у Достоевского «Великая мать-сыра земля выступает здесь как космический символ новой Евы, символ Материнства и всеобщей Жизни» [5].







[1]См.: Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман.1983. – С.62-63.[2] См.: Достоевский Ф.М. Указ. Соч. - С.243.

[3] См.: Достоевский Ф.М. Указ. Соч. – С.505.

[4] См.: Достоевский Ф.М. Указ. Соч.- С.392.
[5]  Шпидлик Т. Русская идея: иное видение человека. СПб., 2006. С. 216-217.

Комментариев нет:

Отправить комментарий