М.: Православный приход храма Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2014. 192 с. ISBN 978 – 5 – 98891-769-4.
«Удивительный факт: он
(Феофан Затворник. – А.А) так полюбил психологию и философию, что пожелал
остаться на повторный курс и ради дополнительных занятий провел в семинарии на
два года больше». (С. 18).
Преподавал данные
дисциплины Евфимий Андреевич Остромысленский, впоследствии который служил
настоятелем Орловского кафедрального собора, написавший «Слово к воспитанникам
гимназии о свойствах истинной мудрости» и другие душеполезные сочинения (См.:
С. 17).
«..его (Феофана
Затворника. – А.А) душа прониклась особым благоговением к памяти свт. Тихона
Задонского, на поклонение гробу которого он
вместе со своей тетей Марфой
Никифоровной, ходил за сто верст пешком» (С. 20). Верста составляет 1066,8 метра . –
Примеч. Ред.
В списке выпускников
Орловской духовной семинарии имя Георгия Говорова (как звали в миру Феофана
Затворника – А.А) стояло на четвертом
месте. (См.: Там же).
«Простоте слога и ясности
выражения своих мыслей» святитель Феофан учился в Киевской духовной академии у
профессора церковного красноречия Иакова Космича Амфитеатрова (См.: С. 24).
В 1857 году, когда Феофан
Затворник был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, он
председательствовал в Комитете по изданию книг византийских историков и в
Комитете по переводу Библии на русский язык, а также редактировал академический
журнал «Христианское чтение». (См.: С. 64). Он «любил беседовать со студентами
на темы психологии» (Там же).
Феофан Затворник один из
первых составил жизнеописание святителя Тихона Задонского. (См.: С. 70).
«Желая освободить храмы
Тамбовской епархии от икон в западном стиле, епископ (Феофан Затворник. – А.А.)
открыл здесь класс православной иконописи…» (С. 71).
«Владыка указывал на то,
что никто из Святых Отцов не считал церковные обряды Таинствами, от которых
зависит спасение» (С. 92).
Составителем данного
жизнеописания отмечается, что Феофана Затворника постигли тяжелые неприятности,
связанные с епархиальным
управлением на Владимирской кафедре,
после которых он подал прощение на покой. (См.: С. 94). В чем же именно состояли эти неприятности, им не уточняется.
Мнение о том, что
духовника игумена Тихона (Ципляковского) святитель Феофан вызывал к себе, также как
своего келейника Евлампия (Федорова) стуком в пол является ошибочным, поскольку
о. Тихон поселился на покое в Вышенской пустыни лишь в 1886 году. (См.: Примеч.
С. 100.).
Число источников, с
которыми работал Феофан Затворник
составляет «около трех с половиной тысяч книг по богословию, церковной истории
и самым различным отраслям человеческого знания, а также художественная
литература. Частная библиотека, собранная Вышенским подвижником в своем
затворе, была одной из самых крупных в России, при этом наполовину состояла из
иностранных книг, которые он читал в оригинале». (С. 109).
В «Слове о смерти»
Игнатий Брянчанинов «утверждал, что невещественность душ и Ангелов относительна
и что они имеют «тонкие тела» (С. 110). Это вызвало возражение у Феофана
Затворника, который писал, что «С
веществом как его не утончайте, духовные явления совсем не вяжутся» (С. 111). В
то же время он допускал, что душа человека, «сама по себе духовная – имеет
световую оболочку, с коею не разлучается – ни в теле, ни вне тела. Подобная же
оболочка и у Ангелов» (С. 111).
В ответном послании свт.
Игнатий обосновывал свое утверждение
мыслью об ограниченности сотворенных Богом духов: «Все ограниченное по
необходимости зависит от пространства…Всякое пространство не может быть чуждым
материи… В собственном смысле невещественен Один Необъемлемый пространством –
Бог. Духи сотворенные бесплотны по отношению к нам» (С. 111). Святитель Феофан
«с дополнительными доводами свт. Игнатия не согласился, и в 1867 году
опубликовал сочинение «Душа и ангел – не тело, а дух». На эту книгу свт.
Игнатий в земной жизни ответить не смог: в том же году он отошел ко Господу».
(С. 111-112).
«Жизнеописатель свт.
Игнатия Леонид Соколов считал, что, говоря о наделенности душ «тонкими телами»
(или «оболочками»), оба святителя писали, в сущности, об одном и том же, и
потому «мы имеем дело не столько с разногласием, сколько с недоразумением,
которое легко могло быть совершенно устранено в личной беседе или даже в
переписке епископов…» (С. 112).
Феофан Затворник не
нарушил своего уединения даже ради таких лиц как «будущей преподобномученицы,
Великой княгини Елизаветы Федоровны, ее супруга Великого князя Сергия
Александровича (в 1886 г )
и праведного Иоанна Кронштадского (в 1890 г .)…» (С. 114). «Исключение свт. Феофан
сделал лишь для двух архиереев, правивших Тамбовской епархией – епископов
Палладия и Виталия» (С. 115).
«Благодаря исследованиям
главного архивиста отдела рукописей Российской государственной библиотеки Д.А.
Чудинова и преподавателя Университета Российской академии образования А.Н.
Свирина, стало известно, что в 1878
г . свт. Феофан трижды принимал у себя еп. Палладия
(Ганкевича). Также в письме от 2 октября 1888 г . он упоминает о встрече с еп. Виталием
(Иосифовым), объезжавшим храмы епархии… свт. Феофан, к тому времени ослепший на
один глаз, написал для него икону свт. Митрофана Воронежского». (Примеч. С.
115).
Кроме того однажды свой
затвор святитель Феофан прервал для рукоположения в Вышенской пустыни
«иеродиакона Павла в иеромонаха, а
монаха Серапиона – в иеродиакона» (Примеч. С. 116).
«Один-два часа в день
святитель уделял прогулкам по балкону, закрытому щитом из досок… Нуждающиеся
знали, что если подойти под балкон с молитвой, к их ногам упадет сверток с
деньгами, а дети-сироты – что сверху может прилететь специально принесенная для
них конфета». (С. 120). «Об этом
хранителю музея свт. Феофана, м. Иулиании (Муравьевой), поведала жительница
пос. Выша, бабушка которой хорошо помнила доброту святого. А о том, что он так
подавал милостыню, писал выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии
иеродиакон Вениамин, преподаватель Соловецкого братского училища, в статье «В
обители и у гробницы еп. Феофана, подвижника и затворника Вышенской пустыни»
(журнал «Христианин, 1911 г .. Примеч. С. 120.).
Перевод «Добротолюбия» на
церковнославянский язык «отличался высокой точностью, но уже во второй половине
XIX в. воспринимался с трудом. Язык
перевода требовалось обновить, разъяснив при этом сложные понятия» (С. 123),
что и сделал Феофан Затворник, который «стремился сделать наследие восточных
Отцов Церкви близким и любимым чтением православных христиан России» (С. 121). Большую помощь в
переводе «Добротолюбия» Феофану Затворнику оказали Оптинские старцы. «По его
просьбе, прп. Исаакий I (Антимонов) прислал на Вышу рукопись перевода «Слов аввы Исайи Отшельника», сделанного прп.
Паисием Величковским» (С. 143).
Кроме того, он «составил
сборник глубоко поучительных, в основном покаянных молитв прп. Ефрема Сирина и
дал ему название, напоминающее любимую православным народом Псалтырь:
«Псалтырь, или Богомысленные размышления святого отца нашего Ефрема Сирина» (С.
122) Он писал, что «Никто так не умеет расшевелить заснувшую душу, как святой
Ефрем» (С.122). Он адресовался, прежде всего, тем, кто не имеет сочинений этого
святого (См.: Там же).
«В 1885-1886 гг. епископ
Феофан по просьбе русских иноков, подвизавшихся на Святой Горе Афон, творчески
переработал и опубликовал книгу прп. Никодима Святогорца «Невидимая брань». На
русском языке она представляет собой как бы совместный труд прп. Никодима и свт
Феофана, которым написаны целые новые главы о молитве и исключены все западные
заимствования, чуждые учению Святых Отцов». (С. 124).
«В 1892 г . из печати вышла
последняя книга, переведенная свт. Феофаном – Древние иноческие уставы»,
которая должна была по его замыслу стать дополнительным, шестым томом
«Добротолюбия» (С,125) адресованная, прежде всего русскому монашеству. (См.:
Там же).
«За десять лет, с 1872 по
1882 гг., святитель Феофан впервые в русской библеистике составил толкования на
все Послания святого апостола Павла. Эти толкования он назвал
«беседовательными», подчеркивая их назидательный характер. Они опираются на
писания древних учителей Церкви, прежде всего – свт. Иоанна Златоуста, и
отличаются как глубинной богословской мысли, так и живостью изложения» (с.
126).
«В отличие от
профессоров, положивших в основу своего перевода еврейский текст, святитель
считал, что при создании русского перевода следует пользоваться исключительно
греческой Библией - Септуагинтой». Поскольку «Текст Септуагинты был создан по
внушению Святого Духа собором переводчиков древней Ветхозаветной Церкви –
семьюдесятью двумя толковниками, и признан Вселенскими Соборами священным». (С.127).
Прп. Варсонофий Оптинский
на кончину Святителя Феофана Затворника написал следующее стихотворение:
«В великий светлый день Богоявленья
Призвал Господь
избранного раба
В небесные и вечные
селенья;
Исполнил он свое
предназначенье;
Окончилась великая
борьба!» (С. 151).
«Покорный Высшему
Небесному веленью,
Он на стезю безмолвия
вступил
И подвиг свой великий
довершил,
Исполненные глубокого
значенья.
В наш буйный век
духовного растленья
Воочию он миру показал,
Что в людях не погибли
высшие стремленья,
И не померк в их сердце
идеал.
Незримый никому, в
безмолвии глубоком,
Наедине с собой и с Богом проводил
Он время; Церкви же
Христовой он светил
Учением святым и разумом
высоким.
На Божий мир, на все его
явленья
Взирая с внутренней,
духовной стороны,
Стремился он постигнуть
глубины
Их тайного и чудного
значенья.
Убогой скудости,
смиренной простоты
Являло вид его уединенье.
\на всем – следы сурового
лишенья,
И нет предметов в ней
тщеславной суеты.
Лишь всюду видны груды
книг -
Отцов Святых великие
творенья,
Что будят в нас небесные
стремленья,
Освобождая дух от
чувственных вериг.
Глубоких дум в них видно
отраженье;
Изображены в них светлые
черты
Иной – не гибнущей и вечной красоты;
Исполнены они святого
вдохновенья»…(С. 152)
«Потомству он оставил в
назиданье
Свои творения – великие
труды,
Ума бесстрастного высокие
созданья
И дивных подвигов
духовные плоды.
Одним они проникнуты
стремленьем:
Исполнить света жизненный
наш путь
И ревности святой огонь
вдохнуть
В нас, обессиленных
страстями и сомненьем.
И многие сыны сомненья и
печали,
Чья жизнь была бесплодна
и пуста,
Прочли те чудные и
светлые скрижали,
Что познавать учили Бога
и Христа,
И, полны радости,
глаголам их внимали;
В них чувства новые тогда
затрепетали.
И многие из них пошли
иным путем;
И, свергнув путы лжи и
обольщенья,
В смирении поверглись
пред Христом
И, полные надежд и
радости великой,
Прославили Зиждителя
Творца,
Что их извел из сей неволи дикой,
Где тьма духовная и мука
без конца». (С. 153; Стихотворение публикуется в сокращении. – Примеч. Ред.).
На могилке Феофана
Затворника, неоднократно совершались исцеления приходящих. «Так, вскоре после
преставления свт. Феофана ко Господу в Шацке овдовела жена чиновника…» (С.
154-155). После смерти мужа у нее появились нервные спазмы горла, душившие ее.
Он молилась перед иконой Богородицы о помощи и получила ответ, что «Надо
отслужить панихиду на могиле епископа-затворника» (С. 155). После того, как она
приехала в Вышенскую пустынь исполнив повеление, у ней прошла тоска и она
получила утешение в молитве. (См.: С. 156).
В 1904 году почти слепая
крестьянка, которой во время ночной молитвы явился инок, сказав, чтобы она шла
в Успенскую Вышенскую Пустынь, получила исцеление, после панихиды у могилы
епископа Феофана. (См.: С. 156-157).
«»К десятилетию со дня
кончины Владыки вышла в сет книг «Жизнь и учение Преосвященного Феофана,
Вышенского Затворника», написанная смотрителем Шацкого Духовного училища профессором Петром Алексеевичем
Смирновым, принявшим затем священный сан. В составлении этого первого
жизнеописания Владыки участвовал о. Аркадий. Для назидания верующих он
благословил посещение паломниками покоев святителя, в которых бережно
сохранялась вся обстановка» (С. 158).
«В 1909 г . епископ Тамбовский и
Шацкий Кирилл (Смирнов) ввел в обычай ежегодное совершение заупокойных Литургий
в дни памяти тогда еще не канонизированных
святых Иоанна Кронштадского, Феофана Затворника, Питирима Тамбовского и
Амвросия Оптинского» (С. 158). «А в 1915 г ., несмотря на военное время, в Вышенской
пустыни прошли торжества, посвященные столетию со дня рождения святителя» (С.
159), которые возглавил владыка Зиновий (Дроздов), епископ Козловский (см.: Там же).
Революция, которую
предчувствовал свт. Феофан «на Тамбовщине началась с расстрелов. В 1918 г . крестьяне села
Конобеево попросили у иноков совершить крестный ход с Выши с чудотворной иконой
Матери Божией, чтобы помолиться об избавлении от эпидемии испанки. Чекисты
схватили священника с образом и начали страшно издеваться над ним. Узнав об
этом, народ огромной толпой пошел выручать батюшку и святыню. «Борцы за светлое
будущее» открыли огонь из пулемета и убили многих, в том числе женщин и детей.
А в 1919 г .
коммунисты постановили убить восьмидесятилетнюю, почти слепую Александру Николаевну
Нарышкину, отдавшую все свои силы и средства благоустройству рабочих и крестьян
Тамбовщины. Она умерла от разрыва сердца, когда ее вели на расстрел» (С.
160-161).
У Вышенского монастыря
коммунисты «отняли землю и образцовое хозяйство, которое затем также растащили
и распродали. Монастырская библиотека была вывезена в Шацк и сожжена.
Несомненно, та же участь постигла бы и библиотеку святителя, если бы она не
была приобретена у его родственников московскими купцами, братьями Лосевыми,
принесшими ее в дар храму свт. Николая Чудотворца в Толмачах». (С. 162). «Как
выяснил главный архивист НИОР РГБ Д.А. Чудинов, оттуда книги были переданы в
Государственную библиотеку» (Примеч. С. 162).
«В 1923 г . монашескую общину
изгнали из монастыря, а в 1924-м запретили совершать богослужения в Казанском
соборе, где был погребен свт. Феофан. Однако иноки не покинули святое место, а
жили в соседних селах, по-прежнему правя службу согласно уставу пустыни.
Последним ее настоятелем стал иеромонах Дорофей (Аникин), продолжавший жить
вместе с четырьмя братиями в маленькой келье на территории обители» (С. 163).
«В 1931 г . по ложному обвинению
«в организации выступлений против колхозов» о. Дорофей и многие верующие в
округе были отправлены в концлагеря, а в 1932 г . батюшка был задушен в тюрьме». (С.
163-164). «Вскоре был окончательно закрыт собор во имя Рождества Христова, а в
1938 году в стены обители вселили душевнобольных. При этом «буйное отделение»
устроили на том самом месте, где подвизался святой затворник». (С. 164). Когда гонения
на церковь прекратились «бывшие врачи больницы рассказали, что иногда ночью в
разоренном храме зажигались лампады и слышалось пение. А еще по утрам откуда-то
появлялся старец «с полотенцем на плече» (так медсестры описывали архиерейский
омофор) и говорил: «Уходите, вам здесь не место!» И удалялся, а куда – не видел
никто». (С. 164).
«В советское время
переиздание трудов святителя в Отечестве было запрещено, но они многократно
печатались православными людьми за рубежом (наиболее часто – издательством
Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле). Изучение жизни и творений свт.
Феофана в России оживилось в 1969
г ., когда по благословению Святейшего Патриарха Пимена в
Свято-Троицкой Сергиевой Лавре было отмечено семидесятилетие преставления
Затворника Вышенского, и началась подготовка к его канонизации» (С. 165).
6 июня 1988 года «епископ
Феофан предлагается к канонизации как подвижник веры и благочестия, оказавший
глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества». (С. 172).
«Своим молитвенным
созерцательным подвигом, чистотою сердца, целомудрием и благочестием,
сохраненным от юности, он стяжал дар опытного постижения святоотеческой аскезы»
(С. 172-173). «Этот опыт он как богослов и экзогет изложил в своих
многочисленных творениях, которые могут рассматриваться чадами церковными как
практические пособия в деле христианского спасения». (С. 173). В селе
Эммануиловка, где находились мощи
святителя Феофана «Одного мальчика, который от рождения не ходил, -
повествует о. Гергий (Тертышников. - А.А.), - привозили три раза издалека, я
его клал прямо на мощи, как младенца, хотя ему было годика два с половиной.
Родители сначала купали его в источнике, освященном во имя свт. Феофана, а
потом приносили, и я клал его на мощи». (С. 174). «И вот, когда они в третий
раз привезли его, он на службе с ручек попросился на пол и побежал» (С.
174-175).
«Однажды вместе с
паломниками в Эммануиловку приехала женщина, у которой была межпозвоночная
грыжа и которой вот-вот должны были оформить вторую группу инвалидности.
Искупавшись в Феофановском источнике, она вдруг не стала ощущать боли в спине.
Вернувшись домой и сделав топографию, она услышала от врача: «У вас никакой
грыжи нет». В другой раз сюда приехал военный летчик из Волгограда, страдавший
хроническим радикулитом. Он потратил много денег на лечение, но ничего не
помогало. Искупавшись в источнике, мужчина ощутил, что боль полностью прошла.
Через год он приехал, чтобы поблагодарить святителя за исцеление». (С. 175).
«От святых мощей
Затворника подается благодатная помощь. Так, одна женщина ждала ребенка, но
плод неправильно лежал. Монахини убедили ее класть на живо платок, смоченный
маслом, освященным на мощах святителя. Спустя две недели она пошла на прем к
врачу. К великому ее удивлению, ей сказали, что плод перевернулся. Она
благополучно родила мальчика, которого крестили в Вышенском монастыре». (С.
186). «А в 2010 г .
из г. Днепропетровска в вышенскую обитель приехали паломники, в числе которых
была мама с дочкой шести лет, которая никак не могла научиться читать: буквы
произносила, а слова не складывались. У нее как раз был день рождения, и ее
мама с простотой сказала про себя: «Святитель Феофан, что ты подаришь моей
дочке?» Приложившись к мощам угодника Божия и вернувшись в автобус, девочка взяла с одного из сидений детское
Евангелие и стала читать». (С. 186-187).
«Уже более десяти лет на
Выше и в других местах, связанных с земным служением святителя, проводятся
Феофановские чтения. Для того, чтобы послушать докладчиков, в монастырь каждый
год стекается немало людей. Пребывают на чтения и православные из других стран.
Так, в одном из них принял участие индийский ученый, доктор Чериан Ипен (В
Крещении Захария), который переводит «Добротолюбие» на индийский язык. Он
посвятил свой доклад переводам,
публикациям и распространению творений
свт. Феофана в Индии». (С. 185).
Комментариев нет:
Отправить комментарий