вторник, 3 февраля 2015 г.

Философия и феноменология религиозности в фильме "Сталкер" А. Тарковского

Характерный привкус "Зоны" воссоздан Андреем Тарковским весьма ярко и гротескно. Особенно шикарно оформлен переход от черно-белого восприятия к цветному. Считается, что смена цвета и монохрома у Тарковского объясняется конфликтом должного (идеального) и действительного. В начале фильма цивилизация - пустота, разъединенность людей, а по прибытии в зону появляется цвет, здесь природа поглощает цивилизацию, постепенно излечивая раны. Тарковский, как глубоко верующий человек и приверженец всего "необычного", именно религиозность и веру в прекрасное проецировал на путешествие в Зону трех "потерявших судьбу" людей. Поэтому их и трое. Троица. Три раза Писатель спасается от смерти. Три предмета стоят на столе, когда их начинает двигать мартышка. Возвращенная вместе с людьми из Зоны собака является олицетворением преданности человеку, его своеобразным "ангелом-хранителем", указывающим путь.
Сталкер говорит, что шансы что-то обрести в Зоне есть только у человека, полностью потерявшего всякую надежду в обычном мире. В целом творчество Тарковского дает своеобразное преломление и развитие религиозных русских традиций русской культуры; в своих произведениях он призывает нас вернуться к мистическим истокам жизни, преданным забвению современной технократической цивилизацией, и напоминает о той катастрофе, которая ожидает человечество, если оно сумеет радикально перестроить отношения с бытием. Возвращаясь к фильму "Сталкер", нужно еще сказать следующее. Посреди путешествия героев вдруг наступает долгая пауза, когда они устраивают привал у ручья. Сталкер засыпает скрючившись на крошечном островке, прямо посреди ручья. Необходимость отдыха не вызывалась заметной усталостью или длительностью пути. Сон поражает их внезапно, как будто какая-то властная неодолимая сила бросила их на землю и заставила окаменеть. Не случайно эта сцена со спящими героями некоторыми критиками напомнила икону "Преображение". Ведь эта икона воспроизводит тот момент из "Евангелия", когда апостолам явился Христос после вознесения - момент истины.Но в этой сцене в фильме тоже момент истины - в этот момент жена Сталкера читает за кадром "Апокалипсис". текст "Откровения" довольно точно интерпретирует апокалиптический пейзаж Зоны. Писатель - мученик. Он надевает терновый венок перед входом в Комнату. Люди пришли к заветной цели (Комнате), им осталось только пожелать чего угодно, но никто из них не прошел в комнату, где исполняются желания, они не знали что пожелать. Люди не знают чего хотят. Вспомните диалог героев о Дикообразе: "Он хотел вернуть брата, а получил кучу денег"... Здесь перед нами Элита- Профессор и Писатель. Ни во что они не верят, никого не любят, смысла жизни не видят. Но пока еще мыслят. По инерции. Так же, как по инерции водит Сталкер людей в зону. Может и нет никакой Комнаты, и чудеса Зоны - это бред воспаленного воображения. Но верить-то хочется, что есть место на Земле, где можно Попросить... Эта трагедия человека, который, хочет верить, хочет заставить себя и других  во что-то верить. Для этого он ходит в Зону. В насквозь прагматическом мире он хочет заставить себя и других во что-то поверить, но у него ничего не получается. Он никому не нужен, и это место - Зона - тоже никому не нужна. Фильм о победе материализма...Это настоящая трагедия, когда человек ничего не может дать другому человеку. В "Сталкере", все снижено, переведено в план нашего тварного мира - от Троицы - к Комнате, к отказу от надежды и веры через огонь, воду и медные трубы, т.е.: через  стихию, природу, человеческое творение. Сталкер - Жрец. Зона (не называется вслух ее жрецом, что отсылает к иудаизму и неназываемому имени Божьему) - Господь. Спасение в фильме нет, мир опять без Христа. Ветхозаветные мотивы в творчестве Тарковского - отдельная тема, здесь важно отметить, что сам он связывал "Сталкер" с Ветхим Заветом. Он рекомендовал О. Суриковой: "Перечитайте в Ветхом Завете Книгу Иова - это очень важно для нашего фильма". О троичности и соотнесении сюжета фильма с поисками и потерей Бога свидетельствуют так же его комментарий: "Это история крушения идеализма в XX веке. Ситуация, при которой два безбожника-интеллектуала уверяют одного верующего человека, что ничего нет...". Сталкер - воплощение ненужного Спасителя, Христа. Человечество разделяется на неверующих (лишенных Бога-Комнаты) и верующих (жрец - Сталкер и жена), обретших трансцендентного Творца; здесь вновь земная троица, но один и ее членов уже обращен к трансцендентному,  к вере.
Здесь путь от человека к Богу впервые получает (пусть косвенный) ответ: вера Сталкера, оплодотворенная любовью его жены - и плод этой веры, инаковость, внеположенность мертвенности здесь-бытия Мартышки, их дочери. Ее ущербность одновременно есть победа над земными законами. Особо следует сказать о роле жены  Сталкера. Ее сострадание страждующему мужу и, шире, страждующему в своем безверии миру (последний монолог крупным планом и ее признание в любви к мужу - после его слов о том, что Ученый и Писатель не способны к вере) - это женская форма философии Тарковского напрямую связана с темами цельности и страдания.  Цельность возможна только лишь как результат победы над распадом, как победа над болезнью самости. Такая победа возникает на пути любви, но любовь к страждующему миру (человеку, ребенку, Богу) сама есть страдание. 
(Статья без указания автора).

Комментариев нет:

Отправить комментарий