четверг, 23 февраля 2012 г.

Роль Феофана Затворника в развитии духовности России


Говоря о развитии духовности в России нельзя пройти стороной мимо одного из крупнейших ее представителей XIX в. святителя Феофана Затворника Вышенского (Говорова; 1815-1894). Который был причислен РПЦ на поместном соборе 1988 года к лику святых как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества [4, c.748]. Стоит отметить, что в этическом аспекте духовность обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в его сознательной устремленности к совершенству; соответственно одухотворение заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу [3, c.131]. В настоящее время российское общество при решении нравственных проблем нередко обращается к религии, к религиозной этике, в частности этическому учению Феофана Затворника. Тем самым, оно пытается преодолеть разобщенность светской и религиозной этики, используя, достижения друг друга [2, с.15].
Нравственное богословие со времени Феофана стало действительным руководством духовной жизни, ярким выражением является «Начертание христианского нравоучения», представлявшее свод академических чтений и выходившее в печати вначале под названием «Писем о христианской жизни». Эта книга создала целую эпоху в развитии русской богословской мысли, которая была направлена против схоластики в области христианского нравоучения».
Заслуга Феофан Затворника принадлежит и в том, что он одним из первых православных богословов дал нравственным явлениям психологическое обоснование, и законы нравственного порядка вывел из устройства человеческой природы, опираясь на собственный опыт наблюдении [5, c. 28.].
Он считал, что всякая здоровая русская школа, к какому бы типу она не принадлежала и какие бы в ней науки не преподавались, должна неизменно иметь своей основе начала религии и нравственности. По его убеждению ценность добра заключена не в самом по себе добре, а в Боге как ее источнике. Призывание имени Бога как источника всякого добра изгоняет из сердца человека дурные мысли и побуждает к добру [1, с. 85].
Добродетель начинается с внешних подвигов (пост, молитва и проч.) и заканчивается внутренним очищением сердца. Феофан Затворник отмечает, что добрые дела являются следствием веры и добрые дела только тогда вменяются человеку в заслугу, когда они совершаются сознательно [4, c.216-217].
Чувства, направленные на нравственную деятельность, как физическую, так и умозрительную св. Феофан связывает с деятельностью сердца, развивая т.н. кардиоцентрическую концепцию в религиозной антропологии. По учению Феофана Затворника, где сердце, там сознание, внимание и ум, там вся душа. Когда сердце в Боге, тогда и вся душа в Боге [6, с. 110].
Однако Феофан Затворник не ограничивает одной положительной деятельностью путь к полному совершенству. Он учит о том, что в тесной и неразрывной связи с нею всегда идет напряженная отрицательная работа, направленная к изгнанию внутреннего зла [5, с. 135]. Путь нравственного совершенства, изображенный Феофаном Затворником в его работах был им пройден на практике во время пребывание его в затворе в Успенском Вышенском монастыре Тамбовской (настоящее время Рязанской) епархии в течение 28 лет. Таким образом, Феофан Затворник в своем учении о духовной жизни выступает и как этик и как моралист.
Вопрос о христианском спасении главным образом разрабатывается во всех его нравоучительных сочинениях. Важнейшие нравоучительные произведения: «Письма о христианской жизни», «Начертание христианского нравоучения», «Путь ко спасению», «Письма о духовной жизни», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?», «Святоотеческие наставления в молитве и трезвении». «К отделу же нравоучительному следует отнести большинство проповедей, а также писем. Главная задача в них – это раскрытие высшего смысла человеческой жизни, напоминание и возбуждение к искреннему покаянию и живому обращению к Богу. Основная мысль всего нравоучения – идея богообщения [5, с. 181-182].
Сознание и самосознание, совесть, разум с его идеями, рассудок с его понятиями, суждениями и умозаключениями, память, воображение, воля со своими желаниями и наклонностями, сердце с чувствованиями – все эти разнообразные силы и явления человеческого духа подробно рассматриваются Феофаном Затворником со стороны нравственно-доброй и нравственно-злой [5, c. 188].
Литература. 
1. Архимандрит Георгий (Тертышников). Симфония по творениям святителя Феофана Затворника Вышенского. В 2-ух кн. Кн.2. Рязань, Изд. «Отчий дом», 2003. – 496с. 
2. Матвеев П.Е. Моральные ценности / Владим. гос. ун-т. Монография. – Владимир, 2004. – 190с. 
3. Михеева И.Н. // Этика: Энциклопедический словарь. Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2001. – 671с.  
 4. Феофан Затворник, свт. Вышенский. Начертание христианского нравоучения. М.: Изд. «Лепта Книга», 2008. – 752с. 
5. Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М.: Сергиев Посад, 1995. - 350с. 
6. Смирнов П.А. Жизнь и учение святителя Феофана Затворника. Калуга: Изд. «Синтагма», 2008. – 416с. 
7. Феофан Затворник, свт. Письма о духовной жизни. М.: «Отчий дом», 2008. -182с.                                                                                      

Опубликовано. Абрамов А.В.  Церковь, государство и общество в истории России и православных стран // Материалы III Международной научной конференции, посвященной памяти православных святых Кирилла и Мефодия, Владимир, 2011. С.38-40.

Комментариев нет:

Отправить комментарий