Говоря о развитии
духовности в России нельзя пройти стороной мимо одного из крупнейших ее
представителей XIX в.
святителя Феофана Затворника Вышенского (Говорова; 1815-1894). Который был
причислен РПЦ на поместном соборе 1988 года к лику святых как подвижник веры и
благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного
ему общества [4, c.748]. Стоит отметить, что в этическом аспекте духовность обнаруживается в обращенности
человека к высшим ценностям, к идеалу, в его сознательной устремленности к
совершенству; соответственно одухотворение заключается в освоении высших
ценностей, в приближении к идеалу [3, c.131]. В настоящее время
российское общество при решении нравственных проблем нередко обращается к
религии, к религиозной этике, в частности этическому учению Феофана Затворника.
Тем самым, оно пытается преодолеть разобщенность светской и религиозной этики,
используя, достижения друг друга [2, с.15].
Нравственное богословие
со времени Феофана стало действительным руководством духовной жизни, ярким
выражением является «Начертание христианского нравоучения», представлявшее свод
академических чтений и выходившее в печати вначале под названием «Писем о
христианской жизни». Эта книга создала целую эпоху в развитии русской
богословской мысли, которая была направлена против схоластики в области
христианского нравоучения».
Заслуга Феофан Затворника
принадлежит и в том, что он одним из первых православных богословов дал
нравственным явлениям психологическое обоснование, и законы нравственного
порядка вывел из устройства человеческой природы, опираясь на собственный опыт
наблюдении [5, c. 28.].
Он считал, что всякая
здоровая русская школа, к какому бы типу она не принадлежала и какие бы в ней
науки не преподавались, должна неизменно иметь своей основе начала религии и
нравственности. По его убеждению ценность добра заключена не в самом по себе добре,
а в Боге как ее источнике. Призывание имени Бога как источника всякого добра
изгоняет из сердца человека дурные мысли и побуждает к добру [1, с. 85].
Добродетель начинается с внешних
подвигов (пост, молитва и проч.) и заканчивается внутренним очищением сердца. Феофан
Затворник отмечает, что добрые дела являются следствием веры и добрые дела
только тогда вменяются человеку в заслугу, когда они совершаются сознательно [4,
c.216-217].
Чувства, направленные на
нравственную деятельность, как физическую, так и умозрительную св. Феофан
связывает с деятельностью сердца, развивая т.н. кардиоцентрическую концепцию в
религиозной антропологии. По учению Феофана Затворника, где сердце, там
сознание, внимание и ум, там вся душа. Когда сердце в Боге, тогда и вся душа в
Боге [6, с. 110].
Однако Феофан Затворник
не ограничивает одной положительной деятельностью путь к полному совершенству. Он
учит о том, что в тесной и неразрывной связи с нею всегда идет напряженная
отрицательная работа, направленная к изгнанию внутреннего зла [5, с. 135]. Путь
нравственного совершенства, изображенный Феофаном Затворником в его работах был
им пройден на практике во время пребывание его в затворе в Успенском Вышенском
монастыре Тамбовской (настоящее время Рязанской) епархии в течение 28 лет. Таким
образом, Феофан Затворник в своем учении о духовной жизни выступает и как этик
и как моралист.
Вопрос о христианском
спасении главным образом разрабатывается во всех его нравоучительных сочинениях.
Важнейшие нравоучительные произведения: «Письма о христианской жизни»,
«Начертание христианского нравоучения», «Путь ко спасению», «Письма о духовной
жизни», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?», «Святоотеческие
наставления в молитве и трезвении». «К отделу же нравоучительному следует
отнести большинство проповедей, а также писем. Главная задача в них – это
раскрытие высшего смысла человеческой жизни, напоминание и возбуждение к
искреннему покаянию и живому обращению к Богу. Основная мысль всего нравоучения
– идея богообщения [5, с. 181-182].
Сознание и самосознание,
совесть, разум с его идеями, рассудок с его понятиями, суждениями и
умозаключениями, память, воображение, воля со своими желаниями и наклонностями,
сердце с чувствованиями – все эти разнообразные силы и явления человеческого
духа подробно рассматриваются Феофаном Затворником со стороны нравственно-доброй
и нравственно-злой [5, c. 188].
Литература.
1. Архимандрит
Георгий (Тертышников). Симфония по творениям святителя Феофана Затворника
Вышенского. В 2-ух кн. Кн.2. Рязань,
Изд. «Отчий дом», 2003. – 496с.
2. Матвеев П.Е. Моральные ценности /
Владим. гос. ун-т. Монография. – Владимир, 2004. – 190с.
3. Михеева
И.Н. // Этика: Энциклопедический словарь. Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А.
Гусейнова. — М.: Гардарики, 2001. – 671с.
4. Феофан
Затворник, свт. Вышенский. Начертание христианского нравоучения. М.: Изд.
«Лепта Книга», 2008. – 752с.
5. Феофан
Затворник, свт. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни.
М.: Сергиев Посад, 1995. - 350с.
6. Смирнов
П.А. Жизнь и учение святителя Феофана Затворника. Калуга: Изд. «Синтагма»,
2008. – 416с.
7. Феофан
Затворник, свт. Письма о духовной жизни. М.: «Отчий дом», 2008. -182с.
Опубликовано. Абрамов А.В. Церковь, государство и общество в истории России и
православных стран // Материалы III Международной научной конференции,
посвященной памяти православных святых Кирилла и Мефодия, Владимир,
2011. С.38-40.
Комментариев нет:
Отправить комментарий